РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА
В ходе мониторинга изучены материалы 8 (100% от их количества) специализированных общеобразовательных учебных заведений с углубленным изучением отдельных предметов.
Все общеобразовательные учебные заведения специализируются на углубленном изучении иностранных языков.
В целях изучения факторов, влияющих на уровень учебных достижений учащихся, было проведено анкетирование по показателям, которые, как правило, определяют качество образования. Анкетирование учащихся 10-11-х классов, их родителей и учителей проводилось анонимно, что дало возможность получить более объективную оценку качества образования в специализированных общеобразовательных учебных заведениях с углубленным изучением иностранных языков.
Респондентами анкетирования выступили: учителя – 122 человека (122% от запланированного количества); учащиеся 10-11-х классов – 142 (98,6%); родители (лица их заменяющие) - 154 (106,9%). Результаты проведенного мониторинга показали наличие определенной системы в деятельности специализированных общеобразовательных учебных заведений с углубленным изучением иностранных языков в Автономной Республике Крым: приведена в соответствие с требованиями действующего законодательства документация о создании и функционировании большинства учреждений;рабочие учебные планы, как правило, составлены в соответствии с Типовыми, согласованы и утверждены в установленном порядке, отражают специфику учебных заведений. Прослеживается преемственность между допрофильной подготовкой и профильным обучением;создана система органов общественного управления и самоуправления учебными заведениями, их деятельность осуществляется в соответствии с полномочиями, предусмотренными Уставами учреждений; организован конкурсный прием учащихся в соответствии с действующей Инструкцией о порядке конкурсного приема детей (учащихся, воспитанников) в гимназии, лицеи, коллегиумы, специализированные школы (школы-интернаты), утвержденной приказом МОН Украины от 19.06.03г №389; специализированные общеобразовательные учебные заведения с углубленным изучением иностранных языков в целом обеспечены педагогическими кадрами, качественный состав которых соответствует требованиям действующего законодательства; методическая работа в учебных заведениях, как правило, имеет аналитико-диагностическую направленность. Используется комплекс постоянных, но в тоже время гибких нетрадиционных форм организации методической работы с педагогическими кадрами в системе последипломного педагогического образования (мастер-классы, тематические семинары-практикумы, конференции, презентации новой методической и учебной литературы, новых компьютерных программ, «круглые столы», стажировка учителей в странах изучаемого языка и др.);преподавание спецкурсов в ряде общеобразовательных учебных заведений осуществляется, в том числе по авторским программам;на основании договоров, заключенных с высшими учебными заведениями, осуществляется сотрудничество, целью которого является проведение профориентационной работы, подготовка к поступлению в ВУЗы, повышение уровня учебно-методического, кадрового и информационного обеспечения образовательной деятельности;достаточно высокими являются показатели результативности поступления выпускников в высшие учебные заведения: 91% и 95% в 2004/2005 и 2005/2006 учебных годах соответственно; в целях повышения эффективности учебно-воспитательного процесса по иностранным языкам организовано сотрудничество с Британским Советом в Украине, Корпусом Мира США, Гете-институтом, Французским культурным центром, зарубежными учебными заведениями, привлечение носителей изучаемого языка к учебно-воспитательному процессу;созданы условия для реализации творческого потенциала учащихся и учителей. Педагоги и учащиеся большинства общеобразовательных учебных заведений принимают участие в различных международных конкурсах, образовательных программах; создается система стимулирования и поощрения способной и одаренной молодежи, творчески работающих учителей; совершенствуется материально-техническая и учебно-методическая база учебных заведений.
Кроме того, в Феодосийской специализированной школе I-III ступеней №2 им. Д. Ульянова с углубленным изучением английского языка Феодосийского городского совета Автономной Республики Крым функционируют классы с украинским языком обучения.
В ходе мониторинга выявлены наиболее распространенные причины, по которым учащиеся и их родители выбирают данные общеобразовательные учебные заведения: возможность получения качественного полного общего среднего образования;хорошее мнение о школе среди населения города;школа расположена недалеко от дома;будущая профессия учащихся связана со специализацией школы;обучение в данных общеобразовательных учебных заведениях является семейной традицией.
Определены задачи, которые, по мнению всех категорий респондентов, являются приоритетными в работе специализированных общеобразовательных учебных заведений с углубленным изучением иностранных языков, а именно:обеспечение в учебном заведении возможности получения учащимися качественного полного общего среднего образования (30,3%-учащиеся, 21,3%-учителя, 33,8%-родители);формирование личности, способной критически мыслить (23,9%, 27%, 31,2% соответственно);подготовка конкурентоспособной молодежи, адаптированной к условиям современного рынка труда (12,7%, 8,2%, 9,7% соответственно).
Кроме того, подготовку к поступлению в высшие учебные заведения считают приоритетной задачей 14,9% родителей. Их мнение разделяют только 7% учащихся и учителей.
Анкетирование показало, что 84,5% учителей, 89,4% учащихся и 87,6% родителей положительно оценивают деятельность специализированных общеобразовательных учебных заведений с углубленным изучением иностранных языков.
По мнению 90,2% учителей и 79,2% родителей в подобных учебных заведениях сформирована единая система обучения и воспитания учащихся.
77,5% учащихся с радостью посещают учебное заведение, 62% опрошенных учащихся отмечают, что, несмотря на достаточно высокие требования со стороны учителей и администрации, им легко учиться в школе.
38,2% опрошенных родителей и 62,7% учащихся, считают, что в дополнительных занятиях с репетиторами нет необходимости. Однако 33,1% родителей, 27,5% учащихся ответили утвердительно на вопрос о дополнительных занятиях с репетиторами, По их мнению, наиболее распространенными причинами дополнительных занятий учащихся с репетиторами являются: более качественная подготовка к государственной итоговой аттестации и дальнейшему обучению в высших учебных заведениях;желание родителей, чтобы их дети готовились к урокам под систематическим контролем учителя; высокие требования учителей к качеству усвоения учащимися учебного материала;пробелы в знаниях, полученных на предыдущих ступенях обучения;неудовлетворительное пояснение учебного материала учителями – предметниками.
Одним из критериев качественного образования является, в том числе сформированность специальных и общеучебных умений и навыков у учащихся. По степени сформированности предложенные общеучебные умения были проранжированы респондентами следующим образом:организация и оценивание собственного обучения – 52,1% учащихся, 25,4% учителей; творческое решение проблем – 19,7% и 34,4% соответственно;действенное общение – 18,3% и 18% соответственно;эффективное участие в работе команды – 9,9% и 22,1% соответственно.
Значительное расхождение мнения респондентов, возможно, свидетельствует об отсутствии эффективного взаимодействия педагогических и ученических коллективов.
Качество образования напрямую зависит от форм, методов и приемов, которые используются на уроках.
Учащиеся отмечают, что чаще всего на уроках применяются фронтальные и индивидуальные, реже групповые формы работы.
Данные анкетирования указывают на то, что педагогическим коллективам необходимо не только повышать уровень преподавания, но и работать над повышением мотивации учащихся к учебной деятельности, формировать у них образовательные потребности. С этой целью необходимо внедрять современные образовательные технологии, которые дадут возможность учащимся полноценно усваивать знания, принимать участие в экспериментальной работе.
О том, что специализированные общеобразовательные учебные заведения с углубленным изучением иностранных языков дают возможность учащимся получить первые управленческие навыки, свидетельствуют данные анкетирования об организации выборов в органы школьного самоуправления. При этом 69% учащихся, считают, что представители ученического самоуправления имеют достаточное влияние на жизнь школы, незначительное влияние – 21,8%, не имеют никакого влияния только 9,2%.
Это свидетельствует, что значительная часть педагогических коллективов имеет достаточной объем информации о позитивной практике деятельности подобных органов самоуправления и, как следствие, в полной мере доверяет ученическим самоуправленческим структурам.
На вопросы о преимуществах специализированных общеобразовательных учебных заведений с углубленным изучением иностранных языков большая часть учащихся и родителей на первое место поставили углубленное изучение иностранных языков. Остальные ответы проранжированы следующим образом:
· высокий уровень профессионализма педагогического коллектива;
· международное сотрудничество с различными организациями и, как следствие, общение с носителями изучаемого языка;
· использование в учебно-воспитательном процессе современных технических средств обучения;
· организация дополнительных образовательных услуг, культурно-массовых мероприятий, в т.ч. на иностранных языках.
58,2% учителей считают, что в учебных заведениях созданы условия для реализации их творческого потенциала, 46,7% отмечают, что психологический климат учебного заведения содействует продуктивной деятельности его работников.
В ходе мониторинга проанализированы результаты государственной итоговой аттестации 2005/2006 учебного года, определены коэффициенты качества усвоения учебного материала учащимися 9, 11-х классов, качественного состава педагогических кадров специализированных общеобразовательных учебных заведений с углубленным изучением иностранных языков.
В 2005/2006 учебном году в общеобразовательных учебных заведениях общее количество учащихся 9-х классов составляло 568 человек, 11-х - 501. Освобождены от прохождения государственной итоговой аттестации 23 учащихся 9-х, 37 - 11-х классов (4% и 7,4% от их общего количества соответственно).
Коэффициент качества усвоения учебного материала учащимися 9-х классов в целом по общеобразовательным учебным заведениям колеблется от 0,59 до 0,80 и в разрезе учебных дисциплин составляет:
· география – 0,80;
· иностранный язык – 0,78;
· украинский язык – 0,75;
· биология – 0,71;
· русский язык – 0,65;
· математика – 0,59.
При этом коэффициент качественного состава педагогических кадров колеблется от 0,68 до 1,0 и разрезе учебных дисциплин составляет:
· биология – 1,0;
· математика –0,93;
· русский язык – 0,92;
· география – 0,89;
· украинский язык – 0,80;
· иностранный язык – 0,68.
Коэффициент качества усвоения учебного материала учащимися 11-х классов по результатам государственной итоговой аттестации (обязательные предметы и предметы по выбору учащихся) колеблется от 0,9 до 1,0 и соответствует достаточному и высокому уровням учебных достижений учащихся.
Сравнительный анализ соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических кадров учебным достижениям учащихся 9,11-х классов свидетельствует, что в целом в данных общеобразовательных учебных заведениях, как правило, работают высокопрофессиональные педагогические кадры и, как следствие, более 70% учащихся в полном объеме овладели учебным материалом, применяют полученные знания и умения на практике, имеют достаточный и высокий уровни учебных достижений по результатам государственной итоговой аттестации.
За последние два учебных года в целом наблюдается увеличение (на 6%) количества выпускников 11-х классов, награжденных ученическими медалями, на фоне уменьшения количества выпускников 9-х классов (на 2,6%), получивших документы об образовании с отличием. Наибольший средний показатель процентного соотношения количества выпускников 11-х классов, награжденных ученическими медалями, к их общему количеству в учебном заведении составляет 29,1 % в Керченской специализированной школе I-III ступеней №1 с углубленным изучением английского языка им. Володи Дубинина, наименьший - 2,2% в Феодосийской специализированной школе I-III ступеней №1 им. Д. Карбышева с углубленным изучением французского языка (данные по учебным заведениям представлены в диаграммах 5,6).
В ходе мониторинга выявлены как негативные факторы, характерные для большинства специализированных общеобразовательных учебных заведений с углубленным изучением иностранных языков, так и недостатки в деятельности отдельных из них:
ü во всех учебных заведениях не в полном объеме используются часы, предусмотренные Типовыми учебными планами специализированных школ с углубленным изучением иностранных языков на изучение цикла профильных предметов;
ü является недостаточно эффективной организация работы со способными и одаренными учащимися, о чем свидетельствуют невысокие показатели результативности участия специализированных общеобразовательных учебных заведений с углубленным изучением иностранных языков в IV этапе Всеукраинских ученических олимпиад по иностранным языкам (английский, немецкий, французский), III этапе Всеукраинского конкурса-защиты научно-исследовательских работ МАН. Так, в 2006/2007 учебном году учащиеся только двух учебных заведений стали победителями IV этапа олимпиад, III этапа Всеукраинского конкурса-защиты научно-исследовательских работ МАН. Вместе с тем, все общеобразовательные учебные заведения имеют высокий уровень потенциала педагогических кадров: более 60% учителей с высшей и первой квалификационной категорией, а также имеют отработанные методы работы с данной категорией учащихся (диаграммы 7,8);
ü невысокая результативность участия выпускников 9-х, 11-х классов, получивших документы об образовании с отличием, в различных республиканских, Всеукраинских интеллектуальных конкурсах соответствующих специализации учебного заведения. В среднем по учебным заведениям этот показатель составляет 19,7% и 17,2% соответственно (диаграммы 9,10);
ü не в полном объеме обеспечивается организация системы вариативного обучения в соответствии с потребностями и возможностями учащихся;
ü требует дальнейшего совершенствования материально-техническая и учебно-методическая база значительной части учебных заведений. Особую тревогу вызывают недостаточная обеспеченность библиотечных фондов современной научно-методической литературой, учебных кабинетов современными техническими средствами обучения, как правило, отсутствие общешкольной компьютерной сети, подключения к сети Интернет, невысокие темпы внедрения информационных технологий в управленческую деятельность и учебно-воспитательный процесс;
ü не в полной мере реализуется принцип преемственности между общим средним и высшим образованием. Так, 76% от общего количества выпускников данных общеобразовательных учебных заведений 2004/2005 учебного года поступили в высшие учебные заведения на специальности, не соответствующие специализации учебного заведения, данный показатель в 2005/2006 учебном году составил 75% (данные по учебным заведениям представлены в диаграмме 11);
ü недостаточно распространены следующие формы сотрудничества с высшими учебными заведениями:
Ø совместная научно-методическая работа с кафедрами высших учебных заведений;
Ø научное руководство исследовательской работой учащихся, в т.ч. школьным отделением МАН «Искатель»;
Ø совместное использование в учебно-воспитательном процессе учебно-методической и материально-технической базы высших, общеобразовательных учебных заведений;
ü не организовано сотрудничество с высшими учебными заведениями ни по одному из направлений в Керченской специализированной школе I-III ступеней №1 с углубленным изучением английского языка им. Володи Дубинина Керченского городского совета Автономной Республики Крым, Феодосийской специализированной школе I-III ступеней №2 им. Д. Ульянова с углубленным изучением английского языка Феодосийского городского совета Автономной Республики Крым.
Кроме того, по-прежнему имеют место недостатки при формировании и утверждении рабочих учебных планов, а именно:
ü рабочие учебные планы не согласованы с Советом общеобразовательного учебного заведения (Артековская специализированная школа I-III ступеней с углубленным изучением иностранных языков Ялтинского городского совета);
ü имеет место перераспределение часов, предусмотренных Типовыми учебными планами специализированных школ с углубленным изучением иностранных языков на изучение цикла профильных предметов, в т.ч. - второго иностранного языка, в пользу предметов естественно-математического цикла (специализированная общеобразовательная школа I-III ступеней №7 им. А.В.Мокроусова г. Симферополя);
ü отсутствует дата утверждения рабочих учебных планов (Феодосийская специализированная школа I-III ступеней №2 им. Д. Ульянова с углубленным изучением английского языка);
ü количество часов инвариантной части рабочего учебного плана не соответствует количеству часов действующих Типовых учебных планов для специализированных школ с углубленным изучением иностранных языков (Феодосийская специализированная школа I-III ступеней №2 им. Д. Ульянова с углубленным изучением английского языка, средняя общеобразовательная школа №12 I-III ступеней обучения с углубленным изучением иностранных языков г. Ялты);
ü отсутствуют перечни государственных программ по отдельным учебным предметам (средняя общеобразовательная школа №12 I-III ступеней обучения с углубленным изучением иностранных языков г. Ялты).
|