Республиканский уровень
Крымский республиканский институт
последипломного педагогического образования
I этап: Определение цели, планирование исследований
1.1. Планирование исследования осуществляется на основании приказа Министерства образования и науки Автономной Республики Крым.
1.1.1. Приказом определяются:
· сроки проведения этапов мониторинга (пилотного, контрольного, итогового);
· учебные предметы (циклы предметов), по которым будет проводиться оценивание качества преподавания в общеобразовательных учебных заведениях;
· состав рабочей группы по проведению (сопровождению) мониторинговых исследований;
· распределение обязанностей между членами рабочей группы по организации и проведению мониторинга;
· методы обобщения полученных результатов;
· формы и сроки подведения итогов мониторинга.
1.2. В состав рабочей группы, как правило, включаются:
· методисты – предметники КРИППО;
· заведующие районными, городскими методическими кабинетами (центрами);
· руководители общеобразовательных учебных заведений.
1.3. Рабочей группой определяются:
· цели и задачи исследования;
· объекты (направления) исследования;
· критерии и показатели оценивания тестовых заданий.
II этап: Построение выборки участников мониторингового исследования
2.1. Определение генеральной совокупности исследования.
Генеральная совокупность - совокупность объектов исследования, на которую распространяются результаты мониторинга.
2.2. Определение необходимого объема выборки респондентов.
При проведении мониторинговых исследований качества образования (преподавания учебных предметов в общеобразовательных учебных заведениях) необходимый объем, как правило, составляет 400 респондентов по каждому направлению исследования (выборку планируют с запасом 4%-6%).
2.3. Определение типа выборки.
Проводится сплошной опрос следующих категорий респондентов:
· руководители органов управления образованием;
· заведующие районными, городскими методическими кабинетами (центрами);
· методисты районных, городских методических кабинетов (центров), курирующие преподавание исследуемого предмета;
· руководители районных, городских методических объединений учителей-предметников, учителей начальных классов и т.д.
Пропорционально количеству общеобразовательных учебных заведений в регионе распределяются остальные категории респондентов, а именно:
· руководители общеобразовательных учебных заведений;
· руководители школьных методических объединений (кафедр);
· учителя начальных классов, учителя-предметники, работающие в 4,5,9,11-х классах;
· учащиеся 4,5,9,11-х классов;
· родители (лица их заменяющие) учащихся указанных классов.
III этап: Разработка инструментария
3.1. Разработка анкет, опросников, диагностических карт и т.д. для всех категорий респондентов – участников мониторинговых исследований.
Анкеты (опросники) для руководителей органов управления образованием, заведующих районными, городскими методическими кабинетами (центрами), как правило, содержат вопросы, касающиеся качества преподавания всех учебных предметов в общеобразовательных учебных заведениях региона.
Анкеты (опросники, диагностические карты и др.) для остальных категорий респондентов составляются с учетом специфики каждого учебного предмета или циклов предметов.
3.2. Разработка тестовых заданий для изучения качества усвоения учебного материала, уровня сформированности специальных, общеучебных умений и навыков учащихся по ключевым дисциплинам естественно-математического, филологического, общественно-гуманитарного циклов предметов.
Тестовые задания, как правило, разрабатываются специалистами соответствующих кафедр высших учебных заведений совместно с методистами – предметниками Крымского республиканского института последипломного педагогического образования.
Тестовые задания для пилотного этапа мониторинга, как правило, содержат вопросы открытого и закрытого типов, разрабатываются в рамках учебной темы, которая является дидактической единицей тематического оценивания, с учетом следующих аспектов:
· цели и задачи обучения в рамках данной темы;
· объем знаний, уровень сформированности специальных, общеучебных умений и навыков учащихся;
· возможность практического применения полученных знаний, умений и навыков.
При этом при проведении контрольного и итогового этапов мониторинга при составлении заданий учитывается весь объем пройденного материала.
Содержание заданий для учащихся 4,5,9,11-х классов целесообразно дифференцировать с учетом:
· профильного направления обучения учащихся 11-х классов;
· углубленного изучения отдельных предметов;
· языка обучения.
Для учащихся 9,11-х классов тестовые задания по отдельным учебным предметам могут разрабатываться в электронном варианте.
IV этап: Проведение исследования
4.1. Определить несколько пилотных учебных заведений (разных типов и форм собственности) для апробации разработанного инструментария (анкет, опросников, диагностических карт и т.д.).
4.2. Обработать результаты, полученные в ходе мониторинга пилотных учебных заведений, при необходимости провести корректировку инструментария.
4.3. Провести основные мониторинговые исследования уровня образовательной подготовки учащихся 4,5,9,11-х классов по ключевым дисциплинам естественно-математического, филологического, общественно-гуманитарного циклов предметов.
В целях получения объективных и достоверных результатов мониторинговые исследования целесообразно проводить одновременно во всех учебных заведениях Автономной Республики Крым.
V этап: Анализ результатов исследования
5.1. Обобщить полученную информацию.
Данные мониторинга должны содержать и количественную, и качественную характеристику исследуемого объекта.
5.2. Определить как позитивные, так и негативные факторы влияния на качество преподавания учебных дисциплин.
5.3. Оценить полученные результаты, подготовить отчеты, рекомендации по совершенствованию, повышению эффективности и качества образования в Автономной Республике Крым в целом и в частности, качества преподавания учебных дисциплин в общеобразовательных учебных заведениях.
5.4. Обсудить итоги мониторинговых исследований качества преподавания учебных дисциплин в общеобразовательных учебных заведениях на семинарах для заведующих районными, городскими методическими кабинетами (центрами) в августе текущего года.
Региональный уровень
Районные (городские) методические кабинеты (центры)
Проведение исследования
1.1. В соответствии с выборкой определить учебные заведения в регионе для проведения анкетирования респондентов по следующим критериям:
- типы учебных заведений:
· общеобразовательные учебные заведения нового поколения (гимназии, лицеи, коллегиумы, соответствующие УВК);
· специализированные общеобразовательные учебные заведения с углубленным изучением отдельных предметов;
· учебно-воспитательные комплексы (объединения) «ОУЗ-ДУЗ», «ДУЗ-ОУЗ»;
· общеобразовательные учебные заведения I-III ступеней;
· общеобразовательные учебные заведения I-II ступеней;
· общеобразовательные учебные заведения I ступени;
- форма собственности:
· коммунальная (республиканская, городская/районная);
· частная.
1.2. Провести отбор респондентов для опроса.
1.3. Провести одновременно во всех учебных заведениях региона основные мониторинговые исследования уровня образовательной подготовки учащихся 4,5,9,11-х классов по ключевым дисциплинам естественно-математического, филологического, общественно-гуманитарного циклов предметов.
1.4. Обобщить полученную информацию.
1.5. Оценить полученные результаты, определить пути повышения качества преподавания учебных дисциплин в общеобразовательных учебных заведениях региона.
1.6. Довести результаты мониторинга до сведения педагогической общественности на августовских (январских) педагогических конференциях, осветить их, по возможности, в средствах массовой информации.
Локальный
Общеобразовательные учебные заведения всех типов и форм собственности
Проведение исследования
1.1. Провести персональный отбор респондентов для опроса.
Для эффективной организации проведения персонального отбора респондентов для опроса целесообразно использовать следующий алгоритм:
· определить:
Ø количество респондентов каждой группы в общеобразовательном учебном заведении (исходя из типа выборки);
Ø классы, в которых будет проведен отбор учащихся (родителей) для опроса;
Ø количество респондентов в каждом классе;
· составить (взять) полный список (в алфавитном порядке или упорядоченный другим способом) каждой категории респондентов выбранной для опроса, например:
· учащиеся (родители) – списки в классных журналах;
· педагогические работники – картотека педагогических кадров и т.д.;
· определить базовое число для отбора.
Базовое число – любое целое число, находящееся в диапазоне количества объектов, например:
Если в списке объектов (респондентов) |
диапазон базового числа |
пример базового числа |
до 10 |
от 1 до 10 |
9 |
до 20 |
от 1 до 20 |
16 |
до 30 |
от 1 до 30 |
25 |
до 40 |
от 1 до 40 |
40 |
до 50 |
от 1 до 50 |
2 |
· отобрать необходимый персональный состав респондентов по базовому числу:
Ø первым выбирается тот учащийся (педагогический работник, родитель и т.д.), позиция которого в списке равна базовому числу;
Ø затем следующий, отсчитывая базовое число от уже выбранного, и т.д. Если список заканчивается, то переходим к началу списка, не прерывая отсчет, и так далее идем по кругу, пока не наберем необходимое количество респондентов для опроса.
1.2. Обобщить полученную информацию.
1.3. Оценить полученные результаты (качество усвоения учебного материала, уровень сформированности специальных, общеучебных умений и навыков учащихся), определить пути повышения эффективности преподавания учебных дисциплин в общеобразовательном учебном заведении.
1.4. Рассмотреть итоги мониторинга на заседании педагогического совета учебного заведения.