Категории каталога

Мои статьи [24]
тематические статьи [17]

Форма входа




Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0


Воскресенье, 01.12.2024, 20:53
Приветствую Вас Гость | RSS
Обучение и тренинги
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

ПРОВЕДЕНИЕ МОНИТОРИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ В ОУЗ АРК
Мониторинговые исследования уровня образовательной подготовки учащихся 4,5,9,11-х классов ежегодно проводятся на трех уровнях:  локальный – общеобразовательные учебные заведения всех типов и форм собственности;региональный – районные (городские) методические кабинеты (центры);республиканский – Крымский республиканский институт последипломного педагогического образования.
И в три этапа: пилотный – сентябрь-октябрь текущего учебного года;контрольный – декабрь текущего учебного года;итоговый - май текущего учебного года.
Для эффективной организации проведения мониторинговых исследований уровня образовательной подготовки учащихся 4,5,9,11-х классов целесообразно использовать следующий алгоритм.

Республиканский уровень

Крымский республиканский институт

последипломного педагогического образования

I этап: Определение цели, планирование исследований

1.1. Планирование исследования осуществляется на основании приказа Министерства образования и науки Автономной Республики Крым.

1.1.1.  Приказом определяются:

·         сроки проведения этапов мониторинга (пилотного, контрольного, итогового);

·         учебные предметы (циклы предметов), по которым будет проводиться оценивание качества преподавания в общеобразовательных учебных заведениях;

·         состав рабочей группы по проведению (сопровождению) мониторинговых исследований;

·         распределение обязанностей между членами рабочей группы по организации и проведению мониторинга;

·         методы обобщения полученных результатов;

·         формы  и сроки подведения итогов мониторинга.

1.2.   В состав рабочей группы, как правило, включаются:

·         методисты – предметники КРИППО;

·         заведующие районными, городскими методическими кабинетами (центрами);

·         руководители  общеобразовательных учебных заведений.

1.3.      Рабочей группой определяются:

·         цели и задачи исследования;

·         объекты (направления) исследования;

·         критерии и показатели оценивания тестовых заданий.

II этап: Построение выборки участников мониторингового исследования

 2.1. Определение генеральной совокупности исследования.

Генеральная совокупность - совокупность объектов исследования, на которую распространяются  результаты мониторинга.

2.2. Определение необходимого объема выборки респондентов.

При проведении мониторинговых исследований качества образования (преподавания учебных предметов в общеобразовательных учебных заведениях) необходимый объем, как правило, составляет 400 респондентов по каждому направлению исследования (выборку планируют с запасом 4%-6%).

2.3. Определение типа выборки.

Проводится сплошной опрос следующих категорий респондентов:

·         руководители органов управления образованием;

·         заведующие районными, городскими методическими кабинетами (центрами);

·         методисты районных, городских методических кабинетов (центров), курирующие преподавание исследуемого предмета;

·         руководители районных, городских методических объединений учителей-предметников, учителей начальных классов и т.д.

Пропорционально количеству общеобразовательных учебных заведений в регионе  распределяются остальные категории респондентов, а именно:

·         руководители общеобразовательных учебных заведений;

·         руководители школьных методических объединений (кафедр);

·         учителя начальных классов, учителя-предметники, работающие в 4,5,9,11-х классах;

·         учащиеся 4,5,9,11-х классов;

·         родители (лица их заменяющие) учащихся указанных классов.

III этап: Разработка инструментария

3.1. Разработка анкет, опросников, диагностических карт и т.д. для всех категорий респондентов – участников мониторинговых исследований.

Анкеты (опросники)  для руководителей  органов управления образованием, заведующих районными, городскими методическими кабинетами (центрами), как правило, содержат вопросы, касающиеся качества преподавания всех учебных предметов в общеобразовательных учебных заведениях региона.

Анкеты (опросники, диагностические карты и др.) для остальных категорий респондентов составляются с учетом специфики каждого учебного предмета или циклов предметов.

3.2. Разработка тестовых заданий для изучения качества усвоения учебного материала, уровня сформированности специальных, общеучебных умений и навыков учащихся по ключевым дисциплинам естественно-математического, филологического, общественно-гуманитарного циклов предметов.

 Тестовые задания, как правило, разрабатываются специалистами соответствующих кафедр высших учебных заведений совместно с методистами – предметниками Крымского республиканского института последипломного педагогического образования.

Тестовые задания для пилотного этапа мониторинга, как правило, содержат вопросы открытого и закрытого типов, разрабатываются в рамках учебной темы, которая является дидактической единицей тематического оценивания, с учетом следующих  аспектов:

·         цели и задачи обучения  в рамках данной темы;

·         объем знаний, уровень сформированности специальных, общеучебных умений и навыков учащихся;

·         возможность практического применения полученных знаний, умений и навыков.

При этом при проведении контрольного и итогового этапов мониторинга при составлении заданий учитывается весь объем пройденного материала.

Содержание заданий для учащихся 4,5,9,11-х классов целесообразно дифференцировать с учетом:

·         профильного направления обучения учащихся 11-х классов;

·         углубленного изучения отдельных предметов;

·         языка обучения.

Для учащихся 9,11-х классов тестовые задания по отдельным учебным предметам могут разрабатываться в электронном варианте.

 IV этап: Проведение исследования

4.1. Определить несколько пилотных учебных заведений (разных типов и форм собственности) для апробации разработанного инструментария (анкет, опросников, диагностических карт и т.д.).

4.2. Обработать результаты, полученные в ходе мониторинга пилотных учебных заведений, при необходимости провести корректировку инструментария.

4.3.   Провести основные мониторинговые исследования уровня образовательной подготовки учащихся 4,5,9,11-х классов по ключевым дисциплинам естественно-математического, филологического, общественно-гуманитарного циклов предметов.

В целях получения объективных и достоверных результатов мониторинговые исследования целесообразно проводить одновременно во всех учебных заведениях Автономной Республики Крым.

V этап: Анализ результатов исследования

5.1.   Обобщить полученную информацию.

Данные мониторинга должны содержать и количественную, и качественную характеристику исследуемого объекта.

5.2.   Определить как позитивные, так и негативные факторы влияния на качество преподавания учебных дисциплин.

5.3. Оценить полученные результаты, подготовить отчеты, рекомендации по совершенствованию, повышению эффективности и качества образования в Автономной Республике Крым в целом и в частности, качества преподавания учебных дисциплин в общеобразовательных учебных заведениях.

5.4.   Обсудить итоги мониторинговых исследований качества преподавания учебных дисциплин в общеобразовательных учебных заведениях на семинарах для заведующих районными, городскими методическими кабинетами (центрами) в августе текущего года.

Региональный  уровень

Районные (городские) методические кабинеты (центры)

Проведение исследования

1.1. В соответствии с выборкой определить учебные заведения в регионе для проведения анкетирования респондентов по следующим критериям:

-         типы учебных заведений:

·       общеобразовательные учебные заведения нового поколения (гимназии, лицеи, коллегиумы, соответствующие УВК);

·       специализированные общеобразовательные учебные заведения с углубленным изучением отдельных предметов;

·       учебно-воспитательные комплексы (объединения) «ОУЗ-ДУЗ», «ДУЗ-ОУЗ»;

·       общеобразовательные учебные заведения I-III ступеней;

·       общеобразовательные учебные заведения I-II ступеней;

·       общеобразовательные учебные заведения I ступени;

-        форма собственности:

·         коммунальная (республиканская, городская/районная);

·         частная.

1.2.   Провести отбор респондентов для опроса.

1.3. Провести одновременно во всех учебных заведениях региона основные мониторинговые исследования уровня образовательной подготовки учащихся 4,5,9,11-х классов по ключевым дисциплинам естественно-математического, филологического, общественно-гуманитарного циклов предметов.

1.4.   Обобщить полученную информацию.

1.5.   Оценить полученные результаты, определить пути повышения качества преподавания учебных дисциплин в общеобразовательных учебных заведениях региона.

1.6.   Довести результаты мониторинга до сведения педагогической общественности на августовских (январских) педагогических конференциях, осветить их, по возможности, в средствах массовой информации.

Локальный

Общеобразовательные учебные заведения всех типов и форм собственности

Проведение исследования

 

1.1.  Провести  персональный отбор респондентов для опроса.

Для эффективной организации проведения персонального отбора респондентов для опроса целесообразно использовать следующий алгоритм:

·         определить:

Ø  количество респондентов каждой группы в общеобразовательном учебном заведении (исходя из типа выборки);

Ø  классы, в которых будет проведен отбор учащихся (родителей) для опроса;

Ø  количество респондентов в каждом классе;

·         составить (взять) полный список (в алфавитном порядке или упорядоченный другим способом) каждой категории респондентов выбранной для опроса, например:

·           учащиеся (родители) – списки в классных журналах;

·           педагогические работники – картотека педагогических кадров и т.д.;

·         определить базовое число для отбора.

 

Базовое число – любое целое число, находящееся в диапазоне количества объектов, например:

Если в списке объектов (респондентов)

диапазон базового числа

пример базового числа

до 10

от 1 до 10

9

до 20

от 1 до 20

16

до 30

от 1 до 30

25

до 40

от 1 до 40

40

до 50

от 1 до 50

2

 

·         отобрать необходимый персональный состав респондентов по базовому числу:

Ø  первым выбирается тот учащийся (педагогический работник, родитель и т.д.), позиция которого в списке равна базовому числу;

Ø  затем следующий, отсчитывая базовое  число от уже выбранного, и т.д. Если список заканчивается, то переходим к началу списка, не прерывая отсчет, и так далее идем по кругу, пока не наберем необходимое количество  респондентов для опроса.

1.2. Обобщить полученную информацию.

1.3.   Оценить полученные результаты (качество усвоения учебного материала, уровень сформированности специальных, общеучебных умений и навыков учащихся), определить пути повышения эффективности преподавания учебных дисциплин в общеобразовательном учебном заведении.

1.4.   Рассмотреть итоги мониторинга на заседании педагогического совета учебного заведения.

Категория: Мои статьи | Добавил: mazolen (08.04.2009)
Просмотров: 4534 | Рейтинг: 3.0/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024