РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА
В ходе мониторинга изучены материалы, поступившие из 24 регионов Автономной Республики Крым.
В целях изучения факторов, влияющих на качество деятельности региональных психологических служб, было проведено анкетирование по показателям, которые, как правило, определяют эффективность функционирования психологической службы системы образования.
Анкетирование всех категорий респондентов проводилось анонимно, что дало возможность получить более объективную оценку качества деятельности региональных психологических служб.
Респондентами анкетирования выступили:
· руководители органов управления образованием – 19 человек (76% от запланированного количества);
· заведующие районными (городскими) методическими кабинетами (центрами) – 16 (64%);
· руководители общеобразовательных учебных заведений коммунальной формы собственности – 144 (84,7%);
· практические психологи общеобразовательных, дошкольных учебных заведений – 314 (78,5%);
· учителя – 229 (96,1%).
Результаты проведенного мониторинга показали, что в регионах создается определенная система в деятельности руководителей районных, городских отделов и управлений образования по организации функционирования психологических служб системы образования:
· созданы психологические службы в большинстве регионов автономии в соответствии с Положением о психологической службе системы образования Украины, утвержденным приказом Министерства образования и науки Украины от 07.06.2001 № 439 (с изменениями и дополнениями);
· в соответствии с Типовым положением об аттестации педагогических кадров Украины, приказом Министерства образования и науки Украины «Об установлении квалификационных категорий практическим психологам» от 12.12.2003г. № 817 в регионах проводится аттестация практических психологов;
· увеличивается количественный состав практических психологов общеобразовательных, дошкольных учебных заведений;
· планирование деятельности звеньев психологической службы осуществляется в соответствии с действующими нормативными документами и, как правило, охватывает все направления деятельности;
· проводится определенная работа по созданию в общеобразовательных, дошкольных учебных заведениях условий, необходимых для работы практических психологов. Выделены и оборудуются кабинеты, пополняется психологический инструментарий;
· создается система стимулирования и поощрения творчески работающих практических психологов.
По данным мониторинговых исследований в 2006/2007 учебном году функционирование психологической службы системы образования организовано в 57,1% общеобразовательных, 27,3% дошкольных учебных заведений системы Министерства образования и науки Автономной Республики Крым.
Обеспеченность психологической службы кадрами в 23 регионах автономии составляет 48,1%.
Функционирует региональный центр практической психологии и социальной работы на базе городского методического центра управления образования Симферопольского городского совета.
Более чем на 90% укомплектованы специалистами региональные психологические службы г.г. Армянска, Евпатории, Ленинского района, от 50% до 80% - г.г. Керчи, Саки, Симферополя, Ялты, Симферопольского и Черноморского районов.
Менее 20% обеспеченность кадрами - в Бахчисарайском, Кировском, Сакском районах.
Это свидетельствует о том, что на протяжении шести лет, начиная с 2001 года, в Автономной Республике Крым психологическая служба системы образования находится на этапе становления.
Эффективность функционирования региональных психологических служб напрямую зависит от уровня профессиональной компетентности практических психологов общеобразовательных, дошкольных учебных заведений.
Из 432 практических психологов, работающих в общеобразовательных, дошкольных учебных заведениях Автономной Республики Крым, имеют высшее психологическое образование 388 практических психологов, что составляет 89,8 % от их общего количества.
116 практических психологов (29,9%) имеют две специальности по диплому.
Следует отметить, что 62,4% практических психологов, которые имеют две специальности по диплому, работают в учебных заведениях сельских регионах автономии, что дает возможность обеспечить эффективное использование кадрового потенциала, в первую очередь, сельских общеобразовательных учебных заведений.
Кроме того, обучаются в высших учебных заведениях на соответствующих факультетах – 34 практических психолога, что составляет 7,9% от их общего количества.
Необходимо отметить, что 10 (2,3%) практических психологов общеобразовательных учебных заведений г. Ялты, Бахчисарайского, Белогорского, Ленинского, Нижнегорского, Симферопольского, Советского районов не имеют высшего психологического образования.
Наибольший показатель процентного соотношения количества практических психологов, не имеющих высшего психологического образования, к их общему количеству в регионе составляет 20% в Ленинском, Советском районах, наименьший – 3,6% в Симферопольском районе. Региональные психологические службы системы образования Автономной Республики Крым укомплектованы, в основном, кадрами с недостаточным практическим опытом. Так, по стажу работы по специальности общее количество практических психологов распределяется следующим образом: молодые специалисты со стажем работы до 3-х лет - 226 человек (52,3% от общего количества практических психологов), 3-5 лет – 102 (23,6%); 5-8 лет – 52 (12,0%); 8-10 лет – 16 (3,7%); 10-15 лет – 28 (6,5%); свыше 15 лет – 8 (1,9%).
Показатель процентного соотношения количества практических психологов со стажем работы до 3-х лет к их общему количеству в регионе колеблется в диапазоне от 12,5 до 100% Результаты анкетирования свидетельствуют, что 32,5% опрошенных практических психологов считают, что их теоретическая и научно-методическая подготовка соответствует низкому и среднему уровням, 67,5% – достаточному и высокому.
Практические психологи общеобразовательных, дошкольных учебных заведений – окончили различные высшие учебные заведения Украины, в т.ч. Автономной Республики Крым: Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского – 110 человек (30%); Полтавский государственный педагогический университет – 82 (22%); Республиканское высшее учебное заведение «Крымский инженерно – педагогический университет» - 23 (6,2%); Мелитопольский государственный педагогический университет – 19 (5,1%) Республиканское высшее учебное заведение «Крымский гуманитарный университет» - 16 (4,3%); другие высшие учебные заведения - 125 (32,4%).
Одним из факторов, влияющих на качество функционирования региональных психологических служб, является организация методической работы с практическими психологами учебных заведений в системе последипломного педагогического образования.
Средний показатель обеспеченности районных, городских методических кабинетов (центров) методистами, отвечающими за функционирование региональных психологических служб в Автономной Республике Крым, составляет 53,7%.
Введены штатные единицы методистов, отвечающих за функционирование региональных психологических служб, в штатные расписания 78% районных, городских методических кабинетов (центров).
Из 20 методистов районных, городских методических кабинетов (центров) имеют высшее психологическое образование 16 (80%), из них: 10 человек (62,4%) имеют квалификационную категорию «Специалист»,1(6,3%) - квалификационную категорию «Специалист второй категории»; 4 (25%) - квалификационную категорию «Специалист первой категории»; 1 (6,3%) - квалификационную категорию «Специалист высшей категории».
Не имеют высшего психологического образования 20% методистов, отвечающих за деятельность региональных психологических служб.
Необходимо отметить, что 70 % методистов работают на полную ставку, 30% имеют нагрузку менее ставки (0,25 ставки - 15%, 0,5 ставки - 15%).
Эффективность методической работы с практическими психологами напрямую зависит от уровня профессиональной компетентности методистов, курирующих деятельность психологической службы и координацию работы практических психологов.
Анализ статистических данных свидетельствует, что 45% - методисты со стажем работы до 3-х лет и, как следствие, имеют недостаточный практический опыт работы как по специальности, так и по организации методической работы с педагогическими кадрами в системе последипломного педагогического образования.
Региональными методическими службами, как правило, организована работа районных (городских) методических объединений практических психологов, школы молодого психолога, творческих и проблемных групп, организовано проведение семинаров, семинаров-практикумов, тренингов и т.д.
Не испытывают затруднений при проведении психодиагностики 85,5% практических психологов, психологического консультирования педагогов, учащихся, родителей – 87,3% респондентов.
Оценка уровня результативности взаимодействия методических служб и учебных заведений по вопросам функционирования региональных психологических служб представлена в диаграмме 4.
В ходе мониторинга определены задачи, которые, по мнению всех категорий респондентов, являются приоритетными в деятельности региональных психологических служб: организация взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса в целях создания условий для всестороннего развития детей и подростков (36,8% - руководители органов управления образованием, 50% - заведующие районными (городскими) методическими кабинетами (центрами), 31,9% - руководители ОУЗ, 34,1% - учителя, 38,5% - практические психологи); формирование психологической культуры воспитанников, учащихся, педагогов, родителей, консультирование по вопросам психологии, ее практического использования в организации учебно-воспитательного процесса (10,5%, 31,3%, 16,7%, 12,7%, 3,2% соответственно).
Кроме того, проведение психолого-педагогической диагностики готовности ребенка к обучению в период его перехода из одной возрастной группы в другую считают приоритетной задачей 21,1% руководителей органов управления образованием. Их мнение разделяют 15,3% руководителей, 15,9% практических психологов и 14,8% учителей общеобразовательных учебных заведений.
По вопросам социального патроната или практической психологии к специалистам региональных психологических служб обращаются 68,4% руководителей органов управления образованием, 56,3% - заведующих районными (городскими) методическими кабинетами (центрами), 74,3% - руководителей ОУЗ, 78,2% - учителей.
Наиболее часто к практическим психологам обращаются по вопросам использования эффективных методов стимулирования соответствующего поведения учащихся, предупреждения конфликтов в детских коллективах; психологического сопровождения развития воспитанников, учащихся; адаптации учащихся на разных ступенях обучения, мотивация учебной деятельности; работы со способными и одаренными учащимися и т.д.
Менее 30% респондентов используют собственный опыт или получают информацию в сети Internet по вопросам социального патроната или практической психологии, что может свидетельствовать о возрастающей роли психологической службы системы образования Автономной Республики Крым.
Организовано взаимодействие практических психологов с педагогическими коллективами учебных заведений. Так, 90,5% практических психологов принимают участие в заседаниях школьных методических объединений (кафедр), педагогических советов.
Районными, городскими отделами и управлениями образования, как правило, осуществляется изучение и оценивание результатов деятельности региональных психологических служб. По мнению респондентов, распространенными формами являются анкетирование (63,2% руководителей ОУЗ, 51% практических психологов), творческие отчеты (30,6%, 55,1% соответственно), тематические проверки (41% и 46,8% соответственно), мониторинговые исследования (33,3% и 39,2% соответственно), реже применяется рейтинговая система.
1,4% руководителей ОУЗ, 4,5% практических психологов отмечают, что органами управления образованием изучение и оценивание результатов деятельности региональных психологических служб не проводилось.
В ходе мониторинга выявлены факторы, негативно влияющие на качество деятельности региональных психологических служб системы образования Автономной Республики Крым в целом, недостатки в деятельности психологических служб отдельных регионов: структура региональных психологических служб системы образования Автономной Республики Крым не соответствует нормативным требованиям и, как следствие, не обеспечен 100% охват учащихся и воспитанников общеобразовательных, дошкольных учебных заведений психологическими службами; методисты большинства районных, городских методических кабинетов (центров), отвечающие за деятельность региональных психологических служб, назначаются на должность без учета требований Положения о районном (городском) методическом кабинете, утвержденного приказом Министерства образования Украины от 18.03.1997г. № 72, в части наличия соответствующего образования, квалификационной категории, стажа работы по специальности; региональные психологические службы системы образования Автономной Республики Крым укомплектованы, в основном, кадрами с недостаточным практическим опытом, в т.ч. не имеющими высшего психологического образования; имеющаяся учебно-материальная база большинства общеобразовательных, дошкольных учебных заведений является недостаточной для эффективного функционирования психологических служб. Только 8,5% практических психологов полностью обеспечены кабинетами в соответствии с требованиями Положения о психологическом кабинете дошкольных, общеобразовательных и других учебных заведений системы общего среднего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Украины от 19.10.2001г. №691. (48,9% практических психологов частично обеспечены кабинетами, 10,4% - работают в приспособленных помещениях, что не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям вышеуказанного Положения, 28% - имеют совмещенное рабочее место в одном помещении с другими работниками, не являющимися специалистами социально-психологической службы, 4,2% - не имеют рабочего места). региональные психологические службы, как правило, не укомплектованы психологическим и социологическим инструментарием, прошедшим соответствующую экспертизу; недостаточной является подписка на специальные газеты и журналы для практических психологов; низкими темпами осуществляется внедрение информационных технологий, использование лицензионных компьютерных программ; не введены штатные единицы методистов, отвечающих за функционирование региональных психологических служб, в штатные расписания отдельных районных, городских методических кабинетов (центров).
По результатам проведенного исследования можно сделать определенный прогноз динамики изменения эффективности функционирования психологических служб.
Повышение уровня эффективности деятельности региональных психологических служб системы образования Автономной Республики Крым возможно в течение 3-4-х последующих лет при условии: приведения структуры региональных психологических служб системы образования Автономной Республики Крым в соответствие с нормативными требованиями; выполнения требований Положения о районном (городском) методическом кабинете, утвержденного приказом Министерства образования Украины от 18.03.1997г. № 72, в части наличия у лиц, назначаемых на должность методиста, отвечающего за деятельность региональных психологических служб, соответствующего образования, квалификационной категории, стажа работы по специальности; отсутствия или незначительной текучести кадров, в первую очередь, молодых специалистов, имеющих стаж работы до 3-х лет; повышения уровня профессиональной компетентности работающих малоопытных методистов, отвечающих за деятельность региональных психологических служб, как по специальности, так и по организации методической работы с педагогическими кадрами в системе последипломного педагогического образования; обеспечения пополнения библиотечных фондов учебных заведений, районных, городских методических кабинетов (центров) необходимой научно-методической литературой, организации подписки на специальные периодические издания для специалистов региональных психологических служб; приема на работу в учебные заведения специалистов только с высшим психологическим образованием; создания в общеобразовательных, дошкольных учебных заведениях необходимых условий для деятельности практических психологов, в соответствии с требованиями Положения о психологическом кабинете дошкольных, общеобразовательных и других учебных заведений системы общего среднего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Украины от 19.10.2001г. №691; организации действенного контроля за деятельностью региональных психологических служб районными, городскими органами управления образованием; создания системы эффективного взаимодействия республиканского центра практической психологии и социальной работы Крымского республиканского института последипломного педагогического образования и региональных психологических служб по всем направлениям их деятельности.
|