Генеральная совокупность - совокупность объектов исследования, на которую распространяются результаты мониторинга.
Определять генеральную совокупность целесообразно на этапе планирования мониторинговых исследований.
Выделяют идеальную генеральную совокупность и генеральную совокупность исследования.
Идеальная генеральная совокупность - все участники учебно-воспитательного процесса (учащиеся, родители или лица их заменяющие, педагогические работники, руководители учебных заведений).
Генеральная совокупность исследования зависит от направления мониторинговых исследований качества образования (педагогическое, психологическое, социологическое, статистическое, кадровое, управленческое и т.д.), выбора объектов мониторинга (содержание образования, сформированность общеучебных, специальных умений и навыков учащихся, результаты учебно-воспитательного процесса и т.д.), определения цели исследования.
Например, при проведении мониторинга организации профильного обучения в общеобразовательных учебных заведениях региона генеральная совокупность исследования – участники учебно-воспитательного процесса профильных классов.
Любая выборка должна быть репрезентативна, т.е. отображать характеристики генеральной совокупности.
Выборки. Типы и особенности применения
Сплошной опрос – опрос всей определенной генеральной совокупности. Применяется при проведении локальных (отдельные учебные заведения) мониторинговых исследований оценки качества образования. Данные, полученные в ходе таких исследований, позволяют оценить деятельность общеобразовательного учебного заведения, принять необходимые управленческие решения, осуществить корректировку дальнейших управленческих действий и используются, в основном, в целях оказания помощи общеобразовательным учебным заведениям.
Наиболее распространенными и экономически выгодными типами выборки для оценки качества образования являются случайные и неслучайные выборки. Данные, полученные в ходе такой оценки, как правило, определяют эффективность функционирования системы образования в регионе.
Случайные выборки
Необходимый объем выборки рассчитывается по применяемой в социологии формуле для простой одноступенчатой случайной выборки и составляет 400 респондентов. Обычно выборку планируют с запасом 4%-6%.
Минимальный допустимый объем выборки – 12 объектов.
Случайный отбор – отбор, при котором каждая единица генеральной совокупности исследования имеет одинаковую вероятность быть отобранной.
Например, количество детей школьного возраста, охваченных получением полного общего среднего образования в общеобразовательных учебных заведениях региона, определяет генеральную совокупность. При этом каждый учащийся имеет одинаковую вероятность быть отобранным, т.е. попасть в необходимый объем выборки.
Количество респондентов в каждом общеобразовательном учебном заведении определяется путем деления необходимого объема выборки на количество общеобразовательных учебных заведений в регионе. Технология персонального отбора респондентов для опроса дана в приложении.
Систематический отбор – отбор по определенной системе, схеме (например, каждый третий, пятый, десятый и т.п.) в списке. Такой тип выборки может применяться при проведении мониторинговых исследований качества результатов образовательного процесса (начальное образование, профильное обучение и т.д.)
Одноступенчатая выборка – выборка, в которой сразу отбираются непосредственно объекты исследования (например, члены администрации дошкольных, общеобразовательных учебных заведений, отвечающие за организацию и проведение методической работы).
Пропорциональное распределение – распределение объектов исходя из пропорции, подготовленной на основе известной информации, при этом вероятность быть отобранным прямо пропорциональна размеру объекта, т.е. чем больше в общеобразовательном учебном заведении учащихся, составляющих генеральную совокупность исследования, тем больше респондентов в данном учебном заведении.
Стратификация – деление генеральной совокупности на некоторые группы (категории респондентов), после чего отбор ведется внутри этих групп. Стратификация применялась при проведении мониторинга качества последипломного педагогического образования, когда генеральная совокупность была разделена на следующие группы:
· методисты городского (районного) методического кабинета (центра);
· члены администрации дошкольных, общеобразовательных учебных заведений, отвечающие за организацию и проведение методической работы;
· руководители школьных методических объединений (кафедр);
· педагогические работники.
В дальнейшем отбор осуществлялся внутри этих групп.
Выборка с ограничениями – выборка, в которой указано некое граничное значение объектов-носителей определенной характеристики. Ограничений должно быть не больше одного, двух, например, квалификационная категория, специальность по диплому. Задавать ограничение необходимо с запасом 12%-14%. Данный тип выборки может применяться при изучении качества реализации образовательного процесса (профессиональное мастерство учителя, эффективность средств, методов и приемов обучения и т.д.).
Двухфазные выборки – строится выборка, а в ней подвыборка, например, всех опрашивают по сокращенному варианту анкеты, а специально отобранную часть респондентов дополнительно доопрашивают по развернутому варианту. Такой подход возможен при больших первоначальных выборках или сплошных опросах.
Панельные выборки – выборки для повторяемых исследований, проводимых по одинаковой методике, например, квалиметрическое оценивание объектов мониторинга.
Данные, полученные в ходе таких исследований, позволяют оценивать изменения заданных параметров во времени.
Неслучайные выборки
Квотная выборка – выборка, в которой определены точные характеристики объекта, который необходимо отобрать. Например, этот тип выборки может применяться при проведении мониторинга результативности взаимодействия общеобразовательных учебных заведений с высшими учебными заведениями. Объекты (в данном случае общеобразовательные учебные заведения) для выборки определяются по следующим характеристикам:
· привлечение профессорско-преподавательского состава ВУЗов для преподавания предметов, спецкурсов, курсов по выбору;
· прохождение учащимися 11-х классов государственной итоговой аттестации на базе ВУЗов, с которыми заключены договоры о сотрудничестве;
· поступление выпускников в высшие учебные заведения, с которыми заключены договоры о сотрудничестве;
· участие учащихся ОУЗ в мероприятиях, проводимых на базе ВУЗов, с которыми заключены договоры о сотрудничестве.
Квотная выборка не направлена на репрезентацию генеральной совокупности.
При применении квотной выборки необходимо учитывать, что с увеличением количества точных характеристик объекта, уменьшается вероятность объекта быть отобранным.
При проведении мониторинговых исследований качества образования на различных уровнях управления общим средним образованием возможно одновременное использование нескольких типов выборки.
|