Категории каталога

Мои статьи [24]
тематические статьи [17]

Форма входа




Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Вторник, 26.11.2024, 04:29
Приветствую Вас Гость | RSS
Обучение и тренинги
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » тематические статьи

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОУЗ АРК

 Анализ выполнения Плана перехода старшей школы на профильное обучение в Автономной Республике Крым, статических данных по организации профильного обучения в регионах позволяет сделать следующие выводы.

В целом,  в автономии ежегодно происходит увеличение  количества профильных классов. Так, в 1999/2000 учебном году количество профильных классов составляло 28% от общего количества классов ІІІ ступени,  в 2000/2001 учебном году - 30%, в 2001/2002 учебном году - 32%, в 2002/2003 учебном году - 37%, в 2003/2004 учебном году- 52%, в 2004/2005 учебном году - 57%, в 2005/2006 учебном году – 56,3%, в 2006/2007 учебном году – 55,5% (Приложение 1).

В 2006/2007 учебном году профильное обучение организовано в  355 общеобразовательных учебных заведениях (60,5% от общего количества школ в автономии), в т.ч. в 163 – в  сельской местности. По различным  направлениям  профильным обучением охвачено 21830 учащихся, из них 5999 учащихся сельской местности. В настоящее время   в автономии  функционирует 941 профильный класс,

Анализ сети ОУЗ с профильным обучением показал, что в 2006/2007 учебном году, в сравнении с 2005/2006 учебным годом, в Автономной Республике Крым  их количество сократилось на 22, количество классов – на 91 и, соответственно, количество учащихся на 1962.

Планом перехода на профильное обучение было предусмотрено открытие в 2006/2007 учебном году 1465 классов. Однако, в настоящее время  в автономии  функционирует на 460 классов или на 35,8% меньше запланированного (Приложения 3,4,5).

 Охват учащихся старшей школы профильным обучением в  разрезе регионов представлен в приложении 2.  В сравнении со средними показателями по Автономной Республике Крым процент охвата профильным обучением выше  в следующих городах и районах:


o   г.Джанкой – 97,8%;

o   г.Керчь – 85,0%;

o   Сакский район – 83,6%;

o   г.Красноперекопск – 76,7%;

o   г. Армянск- 75,2%;

o   г. Симферополь – 68,2%;

o   г. Алушта – 67,8%;


Развитие сети профильных классов в соответствии с Планом перехода старшей школы на профильное обучение в ряде районов является, как правило, результатом выполнения рекомендаций по организации профильного обучения в общеобразовательных учебных заведениях, дополнительными  мероприятиями, проведенными городскими, районными управлениями и отделами образования, а именно:

·         организации и проведения семинаров с руководителями общеобразовательных учебных заведений по проблемам профильного обучения с учетом реальных возможностей каждого заведения;

·         диагностики учащихся старших классов (анкетирование, тестирование, собеседование) в целях, как выявления, так и подтверждения  выбора  определенного профиля обучения;

·         информационно-разъяснительной работы с родителями (лицами, которые их заменяют) о возможностях организации в общеобразовательных учебных заведениях профильного обучения  в соответствии с образовательными потребностями учащихся,  учетом  условий местного рынка труда и т.д.

Вместе с тем, в ряде регионов не выполняется План перехода старшей школы на профильное обучение, о чем свидетельствует низкий процент охвата профильным обучением учащихся в следующих районах:


o   Ленинском – 21,6%;

o   Раздольненском –24,1%;

o   Советском – 29,1%;

o   Кировском – 30,8%;

o   Первомайском – 33,3%;

o   Белогорском – 33,4%;

o   Нижнегорском – 37,0%;

o   Джанкойском – 37,5%.


В ряде регионов  наблюдается тенденция сокращения количества ОУЗ,  в которых функционировали  классы с профильным обучением.

В 2006/2007 учебном году произошло сокращение количества школ с профильными классами в следующих районах:


o    Красноперекопском на 7;

o    Раздольненском на 5;

o    Советском  на 5;

o   Черноморском  на 3.


В  Раздольненском районе из 40 запланированных профильных классов функционирует только 6,  Советском  из 34 - 5,  Первомайском   из 42 – 13,   Джанкойском  из 98 - 40, в Ленинском  из 51 – 14,  Красноперекопском   из 56 - 21.

Значительное уменьшение  количества профильных классов в отдельных регионах, вероятно, является следствием  формального подхода к планированию сети профильных классов, отсутствием системы работы городских, районных управлений и  отделов образования по реализации Концепции профильного обучения в старшей школе.

По направлениям и профилям  обучения общеобразовательные учебные заведения автономии всех типов и форм собственности распределились следующим образом (Приложение 6,7):

o естественно-математический – 30,7%;

o филологический – 23,4%;

o технологический – 23,3%;

o общественно-гуманитарный – 17,5%;

o спортивный – 3,4%;

o художественно-эстетический – 1,4%.

В сельских регионах эти показатели составляют 34%; 25,4%; 12,2%; 5,6%; 1,5% соответственно.

В сравнении с 2005/2006 учебным годом  распределение общеобразовательных учебных заведений по профилям обучения отмечается  снижение количества учащихся, обучающихся в естественно-математических классах на 1,3%,   общественно-гуманитарных - на 0,8%,  филологических – на 0,7%, при увеличении количества учащихся технологического на 0,2%, художественно-эстетического на  0,7%, спортивного на 0,4%  профильных направлений.

Наблюдаются  относительно постоянные показатели охвата профильным обучением учащихся в классах технологического направления на протяжении ряда лет:  2004/2005 учебный год – 22,1%;  2005/2006 учебный год – 23,1%;  2006/2007 учебный год – 23,4%.

Открытие многопрофильных классов – одна из форм внутришкольной профилизации. Функционирование подобных классов дает возможность обеспечить вариативность образования учащихся старшей школы, в первую очередь, сельских однокомплектных общеобразовательных учебных заведений.  В этом случае учащимся предоставляется возможность выбора из 2-х и более профилей, в зависимости от их интересов и способностей.

 Несмотря на рост количества многопрофильных классов в целом по автономии,  охват учащихся обучением в  многопрофильных классах остается низким – 20,5%. Так, из 388 запланированных многопрофильных классов в 2006/2007 учебном году функционирует 83, что составляет 19,2%. В 2005/2006 учебном году этот показатель был 353 или 14,6%. (Приложение 3,4,5).

Положительный опыт открытия и функционирования многопрофильных классов имеет место в Сакском, Симферопольском районах, где ежегодно увеличивается их количество, в настоящее время соответственно 18 и 15  классов.

Не открываются многопрофильные классы в следующих районах:

-          Красногвардейском  (планировалось 65);

-          Джанкойском (планировалось 46);

-          Первомайском (планировалось 13).

Из 36  запланированных многопрофильных классов в Раздольненском районе открыт 1, Ленинском из 28 – 1, Белогорском из 34 – 2,  Красноперекопском  из 16 – 1.

Результаты мониторинговых исследований, в т.ч. в некоторых областях Украины,  свидетельствуют, что в целях реализации потенциала сельской школы необходима оптимизация сети классов профильного обучения в населенных пунктах, где функционируют несколько общеобразовательных школ І-ІІІ ступеней. Один из путей решения данной проблемы - создание образовательных округов.

Это позволит:

·         обеспечить переход  сельских  ОУЗ  на инновационную модель развития;

·         внедрить систему  образовательных округов как оптимальную модель функционирования сельской школы;

·         увеличить охват учащихся старшей школы профильным обучением;

·         создать механизм  организации профильного обучения  с учетом потребностей сельских регионов;

·         улучшить качество образования учащихся профильной  школы;

·         поддержать одаренную и способную молодежь в сельской местности;

·         привлечь внеобразовательные  структуры для поддержки отрасли образования района.

Концепция  профильного обучения в старшей школе предусматривает допрофильную  подготовку учащихся 8-9-х классов.

Целью  такой подготовки является профессиональная ориентация учащихся,  их самоопределение в соответствии с   индивидуальными способностями и потребностями, содействие дальнейшему осознанному выбору профильного направления.

В  общеобразовательных учебных заведениях Автономной Республики Крым углубленным изучением отдельных предметов в 2006/2007 учебном году охвачено  18718  чел., что составляет 9,5% от общего количества учащихся. Эти показатели ниже в сравнении с 2003/2004 учебным годом на 1,5%; с 2004/2005 учебным годом на 0,9%; с 2005/2006 учебным годом на 0,4% (Приложение 8, 9).

В связи с тем, что углубленное изучение отдельных предметов является одним из основных условий реализации Концепции перехода старшей школы на профильное обучение, подобная тенденция недопустима.

Результаты анализа статистических данных  показали, что охват учащихся  углубленным изучением отдельных учебных предметов выше  среднего показателя по Автономной Республике Крым в следующих регионах:


o   г.Керчи - 27,3%;

o   г.Евпатории - 20,4%;

o   г.Феодосии - 19%;

o   г.Ялте - 13,2%;

o      Красногвардейском районе - 12,4%;

o      г.Саки - 10,8%;

o      Ленинском районе - 10,3%;

o      г.Армянске - 10,3%.


Ситуация с организацией углубленного изучения учебных предметов требует принятия соответствующих мер органами  управления образованием г.г.Судак, Красноперекопск, Советского, Белогорского, Сакского Джанкойского, Бахчисарайского, Раздольненского, Первомайского, Симферопольского, Черноморского  районов, где процент охвата учащихся углубленным изучением составляет от 1 до 5 %.

Вместе с тем, в текущем учебном году на 2,9% увеличилось количество учащихся 8-9 классов, которые углубленно изучают отдельные учебные предметы. Такой формой допрофильной подготовки охвачено 10158 учащихся 8-9 классов, что составляет 23,1% от их общего количества, в т.ч. 2806 учащихся сельской местности (16,9% от их общего количества в общеобразовательных учебных заведениях сельской местности).

В 2006/2007 учебном году учебные предметы, которые углубленно изучают учащиеся 8-9 классов общеобразовательных учебных заведений  распределились следующим образом:


  • иностранный язык – 29,3%;
  • украинский язык и литература – 21%;
  • математика – 14,5%;
  • биология – 5,5%;
  • география – 4,2%;
  • физика – 2,5%;
  • химия – 1,3%;
  • основы информатики и вычислительной техники – 1,3%;
  • история – 0,6%;
  • правоведение – 0,5%;
  • экономика – 0,2%;
  • другие – 19,1%.

В районах автономии 36,5% учащихся углубленно изучают украинский язык и литературу, 10,9% - биологию, 8,3% - иностранный язык, 6,5% - математику, 5,5% - географию.

 Одним из основных принципов профильного обучения является преемственность и непрерывность между допрофильной подготовкой и профильным обучением, профессиональной подготовкой.

Данные мониторинговых исследований свидетельствуют о том, что  в большинстве регионов автономии не создана система  преемственности и непрерывности между допрофильной подготовкой и профильным обучением.

 Сравнительный анализ показателей охвата углубленным изучением отдельных учебных предметов  учащихся 9-х классов в 2005/2006 учебном году с показателями охвата профильным обучением  по соответствующим направлениям учащихся  10-х классов  в 2006/2007 учебном году подтверждает данный вывод. Так, из 6838 учащихся, обучающихся в профильных классах естественно-математического направления, только 1453  углубленно изучали  предметы естественно-математического цикла, из 5148 учащихся филологического направления 2129 углубленно изучали соответствующие учебные предметы в 9 классе и т.д.

Одним из путей обеспечения необходимых условий для реализации личностно ориентированной системы образования, адаптированной к уровням, особенностям развития учащихся, объединяющей  в себе общеобразовательную и профильную подготовку,  есть создание и функционирование общеобразовательных учебных заведений нового поколения (гимназий, лицеев, коллегиумов, соответствующих учебно-воспитательных комплексов).

В 2006/2007 учебном году в Автономной Республике Крым  функционирует 53 общеобразовательных учебных заведения нового поколения всех форм собственности (9,1% от общего  количества ОУЗ). В сравнении с  2005/2006 учебном году количество таких  учреждений возросло на 12. Большинство  учебных заведений нового поколения создаются путем реорганизации средних общеобразовательных школ. Из 16 общеобразовательных учебных заведений нового поколения, которые функционируют в сельских регионах автономии, 9 были открыты в 2006 году.

Это свидетельствует о наличии тенденции увеличения охвата учащихся Автономной Республики Крым  обучением в подобных учебных заведениях на фоне уменьшения общего количества учащихся общеобразовательных учебных заведений. Необходимо отметить, что как свидетельствует мировой опыт  в ОУЗ нового поколения должно обучаться не менее 5% учащихся региона. В 2006/2007 учебном году в Автономной Республике Крым этот показатель составляет 6,5% (в 2002/2003 уч.г. – 3,8%; в 2005/2006 уч.г. – 6,05%).

Проведенный мониторинг результативности взаимодействия общеобразовательных учебных заведений  нового поколения Автономной Республики Крым  с высшими учебными заведениями  подтвердил, что в ходе реализации Концепции профильного обучения старшей школы данное направление развития профильного обучения является эффективным, о чем свидетельствует более высокий уровень учебных достижений старшеклассников и результативность их  поступления в ВУЗы.

Однако, в г. Джанкое,  Джанкойском, Красногвардейском, Красноперекопском, Ленинском, Первомайском, Раздольненском, Советском районах общеобразовательные учебные заведения нового поколения до сих пор не созданы, что свидетельствует о незаинтересованности органов управления образованием указанных регионов в удовлетворении образовательных потребностей учащихся всех категорий, прежде всего,  способных и одаренных.

С целью реализации Концепции профильного обучения в старшей школе во многих регионах активно используется база,  кадровый потенциал внешкольных учебных заведений, которые обеспечивают внешкольное образование по различным направлениям деятельности. В последнее время большим спросом пользуются  новые направления – экономика, право, программирование и др., которые способствуют  углублению знаний учащихся по выбранному профилю обучения. Положительный опыт в данном направлении  имеют внешкольные учреждения г.г. Феодосии, Ялты, Джанкоя, Симферополя, Евпатории, Нижнегорского, Симферопольского районов.

Составной частью профильного обучения является допрофессиональная и начальная профессиональная подготовка учащихся на базе учебно-производственных комбинатов. В 2006/2007 учебном году в Автономной Республике Крым функционирует 4 межшкольных учебно-производственных комбината, в которых обучаются 3943  учащихся (20% от общего количества учащихся технологического направления).  Сокращение сети этих учебных заведений в последнее время происходит, в основном, за счет создания учебно-воспитательных комплексов (объединений). Это позволяет сохранить данные учебные заведения в сети учреждений образования регионов.

Как пример оптимизации сети учебных заведений в сельской местности – реорганизация Вилинского учебно-производственного комбината Бахчисарайского района в учебно-воспитательный комплекс «Школа-лицей с профессиональным обучением», в состав которого  вошли вечерняя (сменная) школа и МУПК. Кроме того, комбинат обеспечивает начальную профессиональную подготовку учащихся 8 сельских общеобразовательных учебных заведений района.

Мониторинговые исследования качества образования, тематические проверки деятельности органов управления образованием по организации профильного обучения в общеобразовательных учебных заведениях, анализ документации учебных заведений показали, что  в ряде регионов автономии имеют место недостатки в организации профильного обучения:

·         не в полном объеме используются часы

·         инвариантной части учебного плана, отведенные на изучение профильных предметов;

·         нерационально  и не в полном объеме  используются часы вариативной  части рабочих учебных планов;

Категория: тематические статьи | Добавил: mazolen (09.04.2009)

Просмотров: 1135 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024