Необходимость профильной подготовки старшеклассников следует не только из Концепции профильного обучения. Сотрудниками Института дистанционного образования и Регионального центра дистанционного образования ТГУ и районных ресурсных центров Томской области в апреле 2004 года было проведено анкетирование учащихся старших классов и их родителей в 13 школах г. Томска и Томской области. Целесообразность создания профильных классов была отмечена во всех учебных заведениях, участвовавших в анкетировании. Данные опроса свидетельствуют, что около 95% учащихся старшей школы ориентированы на поступление в вузы. 98% родителей хотят видеть своих детей студентами вузов.
К сожалению, создание профильных классов в малых городах и сельской местности, в отличие от городских школ, связано со значительными трудностями, а в ряде случаев невозможно из-за малого числа учащихся и отсутствия педагогов высокой квалификации. В этом случае на помощь могут прийти информационно-коммуникационные технологии.
В Томском государственном университете разработан экспериментальный проект, целью которого является создание открытых профильных школ (ОПШ) на основе информационно-коммуникационных и спутниковых технологий (ИКиСТ) и сетевой модели обучения. Основными задачами проекта являются:
- разработка концепции ОПШ,
- разработка программ дистанционного профильного обучения и дидактических моделей проведения занятий в ОПШ,
- подготовка комплектов учебно-методических материалов,
- подготовка преподавателей к использованию ИКиСТ в учебном процессе,
- обучение учащихся профильных школ на основе сетевой модели обучения с использованием ИКиСТ и разработанных дидактических материалов.
Создание открытых профильных школ основывается на принципах адаптивности и распределенности и позволяет вовлечь в единое образовательное пространство учащихся удаленных от образовательных центров школ и организовать обучение распределенных по интересам групп учащихся, что является ведущим фактором, определяющим выбор предметов предпрофильного и профильного обучения, и дает возможность учесть интеллектуальные способности и образовательные потребности старшеклассников.
В основе организации учебного процесса в ОПШ лежит распределенная система обучения, которая предполагает распределенность кадров, ресурсов, учащихся.
Распределенность кадров означает участие в учебном процессе преподавателей различных учреждений, работающих на основе дистанционных технологий (ДТ). В учебный процесс одновременно вовлекается несколько образовательных учреждений. Для эффективного применения ДТ в учебном процессе необходима дополнительная подготовка преподавателей ОПШ и наличие во всех образовательных учреждениях специалистов, обеспечивающих техническую и технологическую поддержку учебного процесса.
Принцип распределенности ресурсов проявляется в формах представления учебной информации (электронные учебники и учебные пособия, мультимедиа курсы, звуковые и видеофайлы, Интернет-ресурсы, печатные издания и др.) и способах ее доставки (по сети или на локальных носителях), что дает старшеклассникам возможность выбора наиболее удобного и привычного для изучения варианта, удобного темпа изучения материала и построения индивидуальной образовательной траектории.
Распределенность отражает и объединение информационно-образовательных ресурсов для различных уровней образования. Это позволяет старшекласснику оперативно получить доступ к базам данных научно-образовательных учреждений региона, обеспечить научный обмен и тем самым создать эффективную систему получения знаний. Такими депозитариями ресурсов выступают образовательные порталы, создающиеся на районном, региональном и федеральном уровнях.
Принцип распределенности учащихся способствует расширению географии учащихся, созданию учебных групп, распределенных территориально и объединяющих учащихся различных учебных заведений по выбранным профилям.
Следует подчеркнуть, что с появлением информационных технологий идея предпрофильного и профильного обучения приобретает возможность воплощения на качественно более высоком уровне. Информационные технологии позволяют создать модель сетевой организации профильного обучения учащихся, реализуемую за счет сформированной распределенной системы обучения.
Организация профильного обучения в открытых профильных школах будет построена на сетевой модели обучения, которая обладает рядом преимуществ по сравнению с другими моделями профилизации школы:
1) создает условия для профильной подготовки учащихся удаленных школ;
2) расширяет коммуникативную среду учащихся;
3) создает условия для реализации сетевых проектов;
4) усиливает мотивацию учащихся и повышает интерес к изучению предметов;
5) вовлекает в учебный процесс наиболее опытных педагогов общего среднего и высшего профессионального образования;
6) позволяет выстраивать индивидуальные образовательные траектории.
Сетевая модель организации программ предпрофильного и профильного обучения позволяет:
1) расширить научно-образовательное пространство для учащихся, привлекая разные образовательные учреждения, научные школы, широкий круг педагогов;
2) расширить выбор для учащихся учебно-методических материалов и образовательных технологий;
3) осуществить наряду с профильной целенаправленную довузовскую подготовку с привлечением кадрового потенциала ТГУ;
4) создать сетевое коммуникационное пространство для учителей сельских школ, что равносильно постоянному повышению квалификации.
Для реализации сетевой модели предпрофильного и профильного обучения в ТГУ
· создана соответствующая инфраструктура, техническая, технологическая, учебно-методическая и организационная база;
· имеются подготовленные кадры;
· разработана технология образовательного IP-вещания, позволяющая привлечь высококвалифицированные кадры преподавателей ТГУ и школ г. Томска к работе в открытых профильных школах;
· разработаны дидактические модели организации уроков на основе спутниковых и Интернет-технологий;
· имеется опыт организации традиционных профильных школ и профильного обучения школьников на ряде факультетов.
Сетевая модель профильного обучения основана на очно-заочной форме обучения с применением дистанционных технологий. Для данной формы обучения характерно:
· использование технологий непосредственного интерактивного педагогического общения (чтение лекций, проведение семинарских, лабораторных и практических занятий);
· опосредованное педагогическое общение преподавателя со школьниками (посредством электронных учебно-методических материалов, видеолекций преподавателя и информационно-коммуникационных и спутниковых технологий);
· увеличение объемов самостоятельной работы учащихся.
Использование современных образовательных, информационных и спутниковых технологий при реализации сетевой модели обучения позволят осуществлять профильное обучение на более качественном уровне.
Источник: http://В.П. Демкин, Г.В. Можаева |