Известно, что человек не рождается субъектом, а становится им в процессе своей деятельности, общения и других видов активности. Понятие «субъект» характеризует способность личности к самоорганизации и саморегуляции, осуществлению себя как деятеля, проявлению в ней активности.
Это инициатор, деятель, способный не только присваивать мир предметов, действий, идей, но и производить их, преобразовывать, создавать новые. Обладая развитым сознанием и самосознанием, он способен к саморазвитию, самореализации, самопостижению, самоопределению соответственно своим замыслам и намерениям.
В западной психологии, в теориях личности, построенных на основе психоаналитической практики (А.Адлер, А.Маслоу, К.Роджерс, К.Юнг, К.Хорнии др.), понятие «субъект» занимает одно из центральных мест.
Оно обозначает способности человека быть инициирующим началом, первопричиной своих взаимодействий с миром, с обществом; быть творцом своей жизни; создавать условия своего развития; преодолевать деформации собственной личности и т.д. [2, 9].
Важнейшая функция субъекта – функция интеграции. Во-первых, субъект интегрирует свое «внутреннее», обеспечивает целостность, взаимосвязь своих разных психических свойств, состояний и т.д. Во-вторых, он осуществляет соотнесение и согласование внешнего (объективных требований, обстоятельств) и внутреннего (своих возможностей, ценностей и т.д.), т.е. активно организует свое взаимодействие с миром в форме решения определенных задач».
Создание условий продуктивной субъектной самореализации личности - одна из целей современного профильного обучения. Установлены некоторые сущностные признаки самореализации личности в процессе профильного обучения:
· направленность (на себя, для себя, для других);
· содержание (когнитивная, коммуникативная, праксиологическая),
· технология (репродуктивная, продуктивная частично-поисковая, креативная) (Е.И.Тихомирова).
Самореализация в профильном обучении - одна из целей педагогического процесса, заключающаяся в помощи личности осуществить свои позитивные возможности, раскрыть задатки и способности.
Самореализация является результатом воспитания личности. Человек ощущает себя реализованным в жизни, когда его личностные амбиции удовлетворены, включая полученное образование, служебное положение, творческую состоятельность и пр. [3, 253]
Социокультурная сущность содержания образования заключается в формировании нового образа мира и новой, вписанной в этот образ системы культурной деятельности личности. С одной стороны, образовательный процесс соотносится со своим социально значимым содержанием, с другой – обусловлен опытом учащегося как субъекта образовательного процесса и носителя собственной культуры. В такой ситуации человек реализует свободу выбора, своеобразие своего образовательного пути, в результате которого приобретает свою культурную идентичность. Лишь в этом случае личность воспринимает свое образование как составляющую собственного стиля жизни, может образовать себя сама, подчинить образование целям личностного роста.
Профильное обучение в значительной мере детерминировано логикой процесса развития личности, осознания ею своих потребностей, целей, установок, ценностей. Для этого должны быть созданы условия, в которых происходят процессы развития и саморазвития, воспитания и самовоспитания, обучения и самообразования, профильного обучения.
Одним из важнейших критериев, позволяющих судить о реальности образовательного процесса, является достижение личностью такого состояния, при котором реализуются ее индивидуальные и социальные процессы, иными словами происходит «само»- реализация личности.
Данные процессы получают отражение в самоориентации и самоорганизации личности, возможно полном самовыражении в социокультурной и профессиональной деятельности, в потребности и возможности самопознания и самосовершенствования, в сформированности развитого самосознания, достижения эффективного самоуправления.
Проблема субъектной самореализации - это решение вопроса о том, какое место занимает человек в мире, кем он фактически является, и кем он может стать, каковы границы его свободного выбора и социальной ответственности, профессиональной направленности.
В образовательном процессе субъектная самореализация осознается как целенаправленная и целесообразная активность субъекта, как способ взаимодействия педагога и учащегося, которых одновременно характеризует распредмечивание объекта и опредмечивание субъекта. Знание иностранного языка делает профильное обучение более эффективным. Понятие эффективный (лат. еffectivus) определяется как дающий определенный эффект, действенный.
Оно объединяет в себе действенные способы становления субъектной позиции обучающихся. Среди них исследователи выделяют:
· формирование установки на изучение иностранного языка как средства профессионального успеха;
· включение иностранного языка в познавательную, коммуникативную, предпрофессиональную деятельность;
· создание в процессе профильного обучения среды «востребованности» иностранного языка (Е.И.Тихомирова).
Изучение иностранного языка позволяет учащимся расширить свое «пространство» самореализации. Важной особенностью потребности человека в субъектной самореализации является ее не насыщаемость [4].
Удовлетворяя базовую потребность в самореализации в различных видах деятельности, учащиеся преследуют свои личные цели, находят свое место в обществе, в мире профессий. Ошибочно стремиться конструировать единую модель самореализации для всех, поскольку самореализации «вообще» не существует. Конкретные формы, способы, виды самореализации у разных людей различны, в поливалентности потребности в самореализации выявляется и получает развитие богатая индивидуальность каждого человека. Этот факт целесообразно учитывать в процессе профильного обучения.
Литература
1. Брушлинский А.В. Психология индивидуального и группового
субъекта. – М.: ПЕР СЭ, 2002.
2. Знакова В.В., Рябинкина З.И. Субъект, личность и психология
человеческого бытия. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005.
3. Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Научное изд-во
«Большая Российская энциклопедия», 2003.
4. Тихомирова Е.И. Самореализация школьников в коллективе. Учебное
пособие. М.: Изд.центр. «Академия», 2005.
Источник: http://Международный институт рынка, г.Самара |