Параметры оценивания
Олимпиады, конкурсы, исследовательская деятельность в зависимости от уровня достижений оцениваются следующим образом:
федеральный уровень — 1 место— 10 баллов; 2-3 место — 9 баллов;
областной уровень — 1 место — 8 баллов; 2-3 место — 7 баллов;
городской уровень — 1 место— 5 баллов; 2-3 место — 4 балла;
школьный уровень — 1 место — 2 балла.
В конце учебного года выводится высший балл достижений обучающегося по каждому из названных
блоков. Достижения, показанные обучающимся на уровне выше муниципального, дают право быть зачисленным на избранный профиль вне конкурса при условии соответствия области особых достижений заявленному профилю.
Балл за каждый из предпрофильных курсов определяется исходя из количества часов, отработанных обучающимся, и результатов его деятельности. Максимальный балл за каждый из курсов — 2. В конце года выводится средний балл за работу в предпрофильных курсах.
Балл в блоке «Дополнительное образование» определяется исходя из результатов работы обучающегося (участие в соревнованиях, концертах, выставках). Максимальный балл — 4.
Балл в блоке «Образовательные курсы» определяется по значимости курсов. Максимальный балл — 2. Учет результатов работы обучающегося в блоках «Дополнительное образование» и «Образовательные курсы» ведется только при условии предоставления определенного документа (сертификат, справка), подтверждающего достижения обучающегося.
Итоговый балл по «портфолио» — суммарный балл по блокам.
Предпрофильные курсы. Балл определяется исходя из количества часов, отработанных обучающимся, и результатов его работы (доклад, реферат и т.д.). Максимальный балл — 2.
Дополнительное образование. Балл определяется исходя из количества часов, отработанных обучающимся, и результатов его работы (проект, изделие, участие в конкурсах, выставках, концертах, соревнованиях и т.д.) Максимальный балл — 4.
Образовательные курсы, Балл определяется по значимости курсов. Максимальный балл — 2.
Ответственные
Каждый «портфолио» носит именной характер и находится на руках у обучающегося. Ответственность за заполнение портфолио возлагается на классного руководителя, который отвечает за объективность и достоверность сведений, заносимых в него. Высшие баллы (1-3 блоки) и средние баллы (4-6 блоки) выставляются в «портфолио» в конце учебного года. Итоговый балл выставляется классным руководителем на титульном листе и заверяется подписью директора школы и печатью. В случае возникновения спорных вопросов субъекты образовательного процесса вправе обратиться в Комитет учета учебных достижений обучающихся, образованный при управлениях образования г. Ленинска-Кузнецкого и Ленинск-Кузнецкого района.
А вот опыт другого муниципального субъекта - Крапивинского района.
Положение о модели «портфолио» выпускника основной школы Муниципальной образовательной системы Крапивинского района Кемеровской области
1. Общие положения
«Портфолио» ученика — это комплект документов, представляющий совокупность сертифицированных или несертифицированных индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая наряду с результатами экзаменов является составляющей образовательного рейтинга выпускника основной школы. «Портфолио» призван отражать работу ученика по процессу предпрофильного образования, поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся; формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; содействовать индивидуализации образования школьников; закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
Требования и нормы, регулирующие построение и действие «портфолио», разрабатывает специальная комиссия.
2. Полномочия и функции Комиссии по «портфолио»
Комиссия руководит работой по созданию и отработке модели «портфолио», разрабатывает его структуру, проект представления итогового документа, формы учета; определяет формы взаимодействия учащихся, учителей, родителей; определяет период сбора «портфолио»; осуществляет ранжирование сертифицированных документов; устанавливает критерии отбора документов и несет ответственность за информирование всех субъектов образовательного процесса об установленных в образовательной сети формах, задачах и возможностях индивидуальной накопительной оценки.
3. Структура модели «портфолио»
Модель «портфолио» представляет собой ряд блоков.
Блок «А»: «портфолио документов» — портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. Ранжирование сертификатов индивидуальных учебных достижений определяется следующим образом:
олимпиады (областной уровень) — победитель — 5 баллов; призер — 4 балла; районный уровень — победитель — 4 балла; призер — 3 балла; школьный уровень — победитель — 3 балла; призер— 2 балла. Иные сертификаты: областной уровень: мероприятия и конкурсы, проводимые учреждениями
дополнительного образования, культурно-образовательными фондами, вузами; районный уровень:
мероприятия и конкурсы, проводимые учреждениями муниципальной системы — школами и межшкольными научными обществами; школьный уровень: мероприятия и конкурсы, проводимые образовательными учреждениями. Система оценки та же.
Блок «Б»: «портфолио работ» — совокупность различных творческих, исследовательских, проектных работ ученика, участие в научных конференциях, конкурсах, спортивные и художественные достижения, участие в различного рода практиках, прохождение элективных курсов и др. Оценка «портфолио работ» осуществляется в соответствии с выработанными критериями по пятибалльной системе, а также допустима качественная оценка, которая является дополнительной к результатам итоговой аттестации формой выражения успешности, «состоятельности» подростка в его образовательной карьере и потому не входит в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей. Примерный вариант записей в «портфолио работ»:
• проектные работы (указывается тема проекта, дается описание работы; возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте);
• исследовательские работы и рефераты (указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т.п.);
• техническое творчество (модели, макеты, приборы, указывается конкретная работа, дается ее краткое описание);
• работа по искусству (дается перечень работ, фиксируется участие в выставках);
• другие формы творческой активности (участие в школьном театре, оркестре, хоре, указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и концертах);
• элективные курсы и факультативы (делается запись о названии курса, его продолжительности, форме, в которой проходили занятия);
• различные практики (языковая, социальная, трудовая, педагогическая, фиксируется вид практики, место, в котором она проходила, ее продолжительность);
• занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах (указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты);
• участие в олимпиадах и конкурсах (указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый учеником результат);
• участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях (указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем ученика);
• спортивные достижения (делается запись об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда).
Блок «В»: «портфолио отзывов» — включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, одноклассниками, педагогами дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов. «Портфолио отзывов» может быть представлен в виде текстов, заключений, рецензий, отзывов, резюме, рекомендательных писем и др. Примерный перечень документов «портфолио отзывов»:
• заключение о качестве выполненной работы (в научном обществе школьников);
• рецензия на статью, опубликованную в СМИ;
• отзыв о работе в творческом коллективе учреждения дополнительного образования, о выступлении на научно-практической конференции старшеклассников;
• резюме, подготовленное школьником, с оценкой собственных учебных достижений;
• эссе школьника, посвященное выбору направления дальнейшего обучения;
• рекомендательное письмо о прохождении социальной практики;
• другое.
Оформление «портфолио»: Титульная страница: название изученных курсов, имя ученика, период создания «портфолио» (дата начала и окончания), имя учителя; собственно содержание «портфолио» ученика; обоснование выбора курса, анализ собственных результатов по одному из курсов; записи, доклады, рефераты, творческие, олимпиадные работы (важно включить работу, иллюстрирующую индивидуальность); использование информационных технологий (пример использования информационных технологий в работе по проекту, по программному материалу); если это групповой проект, то детальное описание группового проекта, в котором ученик принимал участие; любимая работа (этот раздел должен быть предварен отдельным листом с названием «Моя любимая работа», а также объяснением, почему именно этому виду работы отдается предпочтение), любимой работой может быть олимпиада и ее результаты, участие в конкурсе и победа в нем и т.д. «Портфолио» ученика включает в себя работы, выполненные как в урочное, так и внеурочное время в течение 9-го класса.
Учет «портфолио документов» осуществляет классный руководитель. Учет «портфолио работ» и «портфолио отзывов» осуществляет учащийся совместно с преподавателем курсов и классным руководителем. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе несет ответственность за учет
документов, входящих в «портфолио», и определение итогового балла.
Презентация «портфолио» ученика и ее оценка
Учащийся презентует содержание своего «портфолио» на родительской или ученической конференции, общешкольном родительском или классном собрании, совете старшеклассников и др.
На презентацию он выходит с кратким устным комментарием к собственному «портфолио», который должен отражать его собственные мысли в отношении всей совокупности представленных работ. Оценку выступления осуществляет школьный «совет по портфолио», в который входят представители родительской общественности, органов школьного самоуправления, педагоги, координатор по предпрофильной подготовке. Критерии оценки презентации «портфолио» (по пятибалльной системе): самостоятельность; определение сроков создания «портфолио»; отражение собственной позиции ученика (самооценка) относительно представленных работ; процесс решения проблем; логика рассуждений и культура речи. Итоговая оценка «портфолио» складывается из суммы баллов блоков А, В, С, а итоговым документом по «портфолио» ученика является зачетная книжка, которая заверяется школьной печатью и подписью заместителя директора по учебно-воспитательной работе и выдается выпускнику основной школы. Результат «портфолио» включается в суммарный образовательный рейтинг ученика, по которому и ведется зачисление в профильные классы на третей ступени.
Памятка пишущему комментарий к «портфолио»
1. Проведи тщательную работу по отбору материала в «портфолио» только по одному курсу предпрофильной подготовки.
2. Подумай над тем, что получилось, что вызвало трудности.
3. Есть ли то, что не включено в «порт-фолио»?
4. По какому принципу ты организовал информацию?
5. Что нового ты узнал в процессе ее подготовки?
6. Можно ли представить себе жизненную ситуацию, в которой данные знания можно было использовать для ее решения? Приведи.
7. Была ли работа над «портфолио» полезна для дальнейшего твоего продвижения?
8. Помни, что описанию подлежит каждый отобранный материал.
9. Не забудь, что комментарий ты представляешь в форме письма или вступления к читателю.
Памятка пишущему рецензию на «портфолио»
1. Каково было ваше первое впечатление от «портфолио»?
2. Что удивило вас в комментарии ученика?
3. Что вызвало в вас чувство гордости?
4. Что вы можете сделать, чтобы помочь вашему ученику в дальнейшем?
5. Насколько аккуратно и логично организован материал «портфолио»?
6. Как часто ученик консультировался с вами?
7. Насколько самостоятельно ученик создал свой «портфолио»?
8. Какие дополнительные материалы, технологии он использовал при его оформлении?
9. Используйте следующий вариант оценки:
полностью соответствует (!);
не совсем соответствует (!-);
неприемлемо (-);
отсутствует (0);
приемлемо (+).
Комплект документов, входящих в «портфолио» ученика
1. Задания ученику по отбору материала (по каким параметрам его отбирать: самостоятельные, классные, домашние, творческие и т.д.)
2. Памятка пишущему комментарий к «портфолио».
3. Памятка пишущему рецензию на «портфолио» и критерии оценки вложенных в «портфолио» работ. 4. Критерии оценки презентации «портфолио»
|