Портфолио-рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения учащихся. Дополняя традиционные контрольно-оценочные средства, портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др., и является важнейшим элементом практико ориентированного подхода к образованию. Конечная цель учебного портфолио заключается в свидетельстве прогресса обучения по результатам, по приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности, а основной смысл - «показать все, на что ты способен». Педагогическая философия портфолио предполагает: смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету; интеграцию количественной и качественной оценок; перенос педагогического акцента с оценки на самооценку. Важная цель портфолио - представить отчет по процессу образования подростка, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание его индивидуального прогресса в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.
Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио, а также всего портфолио в целом либо за определенный период его формирования, может быть как качественной, так и количественной. Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся; формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. Состав портфолио зависит от конкретных целей обучения, которые и являются свидетельством усилий, достижений и прогресса в овладении учащимся конкретных предметов, разделов, тем. Каждый элемент портфолио желательно датировать, чтобы можно было проследить динамику прогресса ученика, а при оформлении окончательного варианта, предъявляемого для зачисления на профиль, необходимо наличие трех элементов: описание цели сбора портфолио, его предназначения и кратного описания; содержание (или оглавление) портфолио с перечислением его основных элементов; перспективы дальнейшего использования, т.е. взгляд в будущее. На наш взгляд, особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика, отвечающей задачам предпрофильной подготовки и, в дальнейшем, профильного обучения. Введение портфолио может повысить образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей, а это сделает более достоверным и ответственным выбор дальнейшего направления и формы обучения со стороны старшеклассников. В эксперименте по предпрофильной подготовке предлагается использовать портфолио в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга выпускников основной школы наряду с результатами итоговой аттестации. Предстоит опробовать различные модели, конкретные варианты которых будут разрабатываться и приниматься на уровне муниципальной образовательной сети (МОС).
Рамочные стандарты
Рабочая группа Минобразования и науки России разработала подход, в котором задаются рамочные стандарты этого документа. В предлагаемом варианте портфолио состоит из трех разделов: «портфолио документов», «портфолио работ», «портфолио отзывов». Каждый раздел имеет описание по подходам к его наполнению, преимуществам каждого из разделов и существующим ограничениям. Эти подходы не являются жесткой инструкцией, необходимой к исполнению, а рассматриваются как варианты. В процессе отработки портфолио на местах предлагается внести дополнительные предложения по его разделам, способам сбора и комплектования, определению значимости и необходимости, критериальной оценке разделов и прочим специфическим особенностям, которые возможно проявятся только в ходе практической реализации.
Блок А: «Портфолио документов» -портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений, предполагающий возможность как качественной, так и количественной оценки его материалов. Итоговый документ представлен в виде вкладыша в аттестат и содержит итоговый балл, а также перечень и оценки сертификатов, входящих в его состав. Документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио. В чем преимущества данного раздела? Итоговая балльная оценка делает портфолио этого типа действенным механизмом определения образовательного рейтинга ученика, так как может стать значимой составляющей этого рейтинга (наряду с оценками, полученными при итоговой аттестации). Однако есть и ограничения. Портфолио этого типа дает представление о результатах, но не раскрывает процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, учебного стиля, интересов и т.п. В «портфолио документов» ученик представляет сертификаты официально признанных на международном, федеральном, региональном, муниципальном уровне конкурсов, соревнований, олимпиад и т.п., документы об участии в грантах, об окончании музыкальных или художественных школ, сертификаты о прохождении тестирования и т.п.
Блок Б: «Портфолио работ» - представляет собой собрание различных творческих и проектных работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др. Данный раздел предполагает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения и др. Он может оформляться в виде творческой книжки ученика с приложением его работ, представленных в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей. Преимущества данного раздела: он дает широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки. Ограничения: качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей. Примерный вариант записей в «портфолио работ»: проектные работы (указывается тема проекта, дается описание работы, возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте); исследовательские работы и рефераты (указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т.п.); техническое творчество: модели, макеты, приборы (указывается конкретная работа, дается ее краткое описание); работы по искусству (дается перечень работ, фиксируется участие в выставках); другие формы творческой активности: участие в школьном театре, оркестре, хоре (указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и концертах); элективные курсы и факультативы (делается запись о названии курса, его продолжительности, форме, в которой проходили занятия); различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая (фиксируется вид практики, место, в котором она проходилась, ее продолжительность); занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах (указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты); участие в олимпиадах и конкурсах (указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый учеником результат); участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях (указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем ученика); спортивные достижения (делается запись об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда); другое. В «портфолио работ» учащийся представляет, во-первых, «ведомость» или «зачетную книжку» о прохождении им курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки. Во-вторых, может представить сами работы, проекты, исследования, которые он выполнил в ходе обучения на курсах по выбору или при обучении в учреждениях дополнительного образования, других учреждениях или выполнил самостоятельно, не получив за это подтверждающего документа. В-третьих, могут быть представлены сертификаты обучения, конкурсов, соревнований и т.п., не имеющих «официального признания» на уровне федерации, региона, муниципалитета. Это могут быть корпоративные конкурсы и т.п. В-четвертых, ученики могут представлять собственные изделия, например модели, поделки, картины, стихи, музыкальные произведения собственного сочинения, фотографии, компьютерные программы и т.п.
Блок В: «Портфолио отзывов» - включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов. Портфолио может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и прочее.
Преимущества данного раздела: эта форма дает возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления. Ограничения применения: сложность формализации и учета собранной информации. Примерный перечень документов «портфолио отзывов»: заключение о качестве выполненной работы (в научном обществе школьников); рецензия на статью, опубликованную в СМИ; отзыв о работе в творческом коллективе учреждения дополнительного образования, о выступлении на научно-практической конференции старшеклассников; резюме, подготовленное школьником, с оценкой собственных учебных достижений; эссе школьника, посвященное выбору направления дальнейшего обучения; рекомендательное письмо о прохождении социальной практики; другое.
В «портфолио отзывов» ученикам предлагается представлять отзывы на творческие работы, исследовательские и другие проекты, социальные практики, участие в конференциях и самых различных сферах приложения сил. Важной составляющей данного раздела является самооценка ученика, его рефлексия на собственную деятельность. Бывает, что учащийся представляет неплохие результаты по каким-нибудь предметам, образовательным областям или конкурсам, олимпиадам, а выполняет при этом работу с большим нежеланием, о чем часто никто не подозревает. В результате он может получить рекомендации заниматься на профиле, где он будет успешен, однако не испытывает при этом морального удовлетворения. Помочь школьнику «найти себя», грамотно выстроить профориентацию возможно, если в этом разделе портфолио будет представлена саморефлексия ученика на выполняемую им разнообразную деятельность, начиная с учебной и урочной и заканчивая хобби.
Вариант исчисления образовательного рейтинга
Портфолио станет весомым фактором при формировании образовательного рейтинга ученика в случае конкурсного набора в десятые профильные классы. Конечно, экзамены являются основной формой государственной аттестации, но при наличии конкурса на профиль и при равных баллах, полученных на экзаменах (двух обязательных письменных - русский язык и алгебра, и двух по выбору), в схему исчисления образовательного рейтинга включается и портфолио ученика с его составляющими. Однако остается нерешенным вопрос «веса» портфолио в формировании образовательного рейтинга. В ряде регионов установлено, что портфолио максимально может быть представлен 10 баллами, тогда максимальная балльная оценка составляет 30 баллов (5+5 - за обязательные экзамены, 5+5 - за экзамены по выбору и 10 - за портфолио). Некоторые регионы считают, что портфолио должен быть представлен 1/4 от общей суммарной оценки. Этот вопрос, по нашему мнению, должен быть решен в регионе или муниципалитете с учетом особенностей, специфики и предпочтений местных органов управления образованием.
Читателю представляется определить свой способ исчисления образовательного рейтинга. Однако при оценке разделов портфолио целесообразно обратить внимание на то, что приоритетными являются «профильные» достижения, то есть результаты, достигнутые в областях, соответствующих избираемому в 10-11-х классах профилю обучения. Итоговая оценка портфолио может определяться максимальным баллом за один из его компонентов, либо быть интегральной, включающей максимальные баллы компонентов различных блоков.
Можно отобрать по одному показателю из каждого либо как-то иначе. Отмечено, что в схему счета не включена составляющая среднего балла аттестата, вопрос о его учете решается на уровне муниципальных органов управления образованием (учредителя образовательного учреждения). На профиль зачисляются учащиеся, успешно сдавшие основные экзамены (русский язык и алгебра) и экзамены по выбору, соответствующие избираемому профилю. При наличии конкурса на профиль также учитываются индивидуальные достижения учащихся, причем предпочтение отдается профильным достижениям.
В регионах, включенных в эксперимент, разработаны документы, позволяющие наряду с государственной (итоговой) аттестацией выпускников определять рейтинг выпускника основной школы, поступающего на профильное обучение в старшей школе. Ниже читателю предлагаются региональные материалы.
Региональный подход: Республика Саха (Якутия)
Здесь портфолио рассматривается как мощный фактор творческой, проектной, исследовательской деятельности учащихся, а также как стимул для посещения различного рода учебных лагерей, участия в конкурсах и т.п. Считается, что сбор портфолио повышает учебную мотивацию школьников, заинтересованных в накоплении достижений, добавляет больше ответственности родителям и ученикам. В ряде школ с 5-го класса каждый школьник получает своеобразный портфолио - «Книжку достижений ученика», в которую классные руководители ежегодно записывают все его успехи. Отмечается, что использование в школьном обиходе понятия «образовательный рейтинг ученика» может стать мощной мотивирующей и стимулирующей составляющей учебно-воспитательного процесса.
Итоговым документом считается для района (муниципалитета) «Книжка достижений» единого образца, где фиксируются результаты участия в олимпиадах, конкурсах и прочее. Книжка должна быть на руках у ученика, ибо это добавляет ему больше ответственности и мотивирует к достижению новых успехов. Кроме книжки необходим пакет, куда складываются грамоты, сертификаты, творческие работы, такая мера также добавляет больше ценности победам и наградам.
Оптимальным для накопления портфо-лио считается срок всей основной школы с 5-го по 9-й классы, так как в восьмом и девятом классах некоторым детям весьма проблематично набрать все необходимое. Аза пять лет достаточно времени для раскачки, обдумывания и набора баллов, при посещении курсов, летних лагерей и т.д., которые и дадут дополнительный шанс набрать полновесный портфолио. Для того чтобы ученики имели такой шанс, необходимо предусмотреть в муниципальной образовательной сети (МОС) организацию дополнительных конкурсов, олимпиад, кроме существующих.
Как используется портфолио при наборе в профильные классы? При отсутствии конкурса или в условиях малокомплектной сельской школы портфолио служит материалом, позволяющим в зависимости от характера представленных материалов более обоснованно предложить направление (профиль) обучения. При конкурсном отборе в профильные классы портфолио играет существенную роль, так как позволяет определить предметы, в изучении которых учащиеся достигли определенных результатов, а также выявить интерес учащихся к этим предметам.
Работа по составлению портфолио требует взаимодействия учителей, родителей и учащихся. Учитель должен как можно полнее и конкретнее информировать ученика и родителя о портфолио и возможных путях накопления достижений, о проводимых конкурсах, олимпиадах, фестивалях и т.п. Долг родителей контролировать заполнение «Книжки достижений», помогать своему ребенку участвовать в конкурсах, в олимпиадах по тем предметам, которые будут необходимы как профильные, координировать свои действия с учителем, чтобы школьник правильно выбрал тот или иной профиль дальнейшего обучения. Ученик сам решает, когда начать накопление достижений, но желательно, чтобы он регулярно советовался и с учителем, и со своими родителями.
|