Изменение индивидуальной образовательной траектории (далее – ИОТ) происходит в соответствии с процедурой, установленной образовательным учреждением для ликвидации академических задолженностей и процедурой изменения ИОТ, принятой в составе Положения образовательного учреждения о профильном обучении на старшей ступени среднего (полного) общего образования (далее – Положение). При изменении выбора учащегося его нагрузка по предметам федерального и регионального компонентов должна оставаться неизменной.
Таким образом, должна быть выстроена достаточно гибкая система, в центре которой оказывается ученик, постоянно находящийся в ситуации выбора и выстраивания собственной образовательной траектории.
Задача поддержки самоопределения учащегося должна решаться средствами педагогического сопровождения (педагогического консультирования). В процессе педагогического консультирования предпринимаются педагогические действия, нацеленные на формирование у учащегося умения делать ответственный выбор.
Формирование и корректировка индивидуальных образовательных траекторий учащихся состоит из следующих этапов:
1. информирование учащихся и их родителей о предмете и процедуре выбора,
2. фиксация решений (результатов выбора) учащихся,
3. формирование групп,
4. корректировка состава групп.
Дальнейшие рекомендации будут построены на описании деятельности руководителя образовательного учреждения на каждом из этих этапов.
Информирование учащихся и их родителей о предмете и процедуре выбора
Этот процесс происходит в первые дни учебного года. Учащиеся и их родители должны быть проинформированы о:
- процедуре выбора и реализации индивидуальной образовательной траектории,
- правилах, которым они должны следовать в процессе выбора,
- содержании образовательных программ, из числа которых учащиеся могут сделать выбор, педагогах, ведущих эти курсы, месте или форме проведения курсов (последнее является актуальным для некоторых программ элективных курсов).
Два первых вопроса регулируются Положением. Очень важно, чтобы этот документ был, наряду с руководителем школы, утвержден органом общественного участия в управлении образовательным учреждением или хотя бы имел гриф согласования с органом общественного участия в управлении. Предварительное знакомство с порядком определения и реализации индивидуальной образовательной траектории, изложенным в Положении, должно состояться в рамках информирования как части предпрофильной подготовки учащихся. Несмотря на это необходимо обеспечить информирование по вопросам процедуры выбора и реализации индивидуальной образовательной траектории и правилах, которым учащиеся должны следовать в процессе выбора перед началом обучения в 10-м классе. В это время информирование о процедуре выбора и его изменения следует организовать достаточно формально, поскольку построение индивидуальной образовательной траектории строится на разделении ответственности между школой, отвечающей за качество образовательного процесса, и учащимися (и их родителями), отвечающими за сделанный выбор. Например, фрагменты Положения, содержащие описание правил и процедуры выбора, его изменения, нормы оценивания, предлагается раздать родителям учащихся под подпись «ознакомлены».
Информирование о предмете выбора – учебном плане – следует построить на значительно менее формальных основаниях. Сам учебный план предлагается учащимся в форме бланка ,заполняя который, они сообщают администрации образовательного учреждения о своем выборе – составляют проект собственного ИУП. На бланке необходимо расположить информацию обо всех компонентах учебного плана.
Наиболее адекватной формой предоставления учащимся информации о программах обязательных предметов и обязательных предметов по выбору различной прикладной направленности и разного уровня академического углубления содержания является презентация курсов педагогами, которые их будут вести. Такая акция особенно важна для учащихся, поступивших в 10-й класс такого образовательного учреждения из других школ. Кроме того, особенности построения расписания заставляют выстраивать параллельно занятия различных групп по одному предмету, поэтому при наличии нескольких групп, осваивающих одну и ту же программу, уроки в них, как правило, будут вести разные учителя. Так что предметом выбора может стать не только программа, но и учитель.
В рамках презентации важно в первую очередь показать, какими результатами обучения каждая программа отличается от других программ по этому предмету. Кроме того, следует обратить внимание на специфические формы работы, предполагаемый темп освоения учебного материала, стартовый уровень подготовки учащихся по предмету, который позволит без дополнительного напряжения осваивать содержание программы. В некоторых случаях целесообразно остановиться на тех дополнительных усилиях и обязательствах, которые принимают на себя учащиеся, выбирая эту программу (например, участие в предметной олимпиаде, самостоятельное освоение определенного процента учебного материала с помощью электронных средств обучения и т.п.).
Элективные курсы, как правило, имеют ярко выраженную практико-ориентированную направленность. Поэтому наиболее адекватной формой их презентации учащимся станут мини-мастерские (15-20 минут), которые проводят педагоги, подготовившие курс. Такие мини-мастерские параллельно проходят в нескольких аудиториях, каждая из них повторяется 4-5 раз, чтобы ее смогли посетить все учащиеся, заинтересовавшиеся этим курсом. Предварительная информация об элективных курсах выдается учащимся в виде листовки или размещается на стендах и сайте школы. Следует заметить, что каждое полугодие школа предлагает учащимся новый перечень краткосрочных элективных курсов. Каждый раз это должен быть избыточный (по сравнению с числом курсов, которые будут открыты) список. Поэтому педагоги, представляющие свои курсы, должны быть заинтересованы в том, чтобы провести мини-мастерскую грамотно и ярко.
Помимо собственно информирования в тот же период для учащихся может быть организовано педагогическое консультирование. Учащиеся получают экспертные консультации только по вопросам содержания, планируемых образовательных результатов и особенностей организации образовательного процесса по тем программам, которые вызвали вопросы. Рекомендаций, касающихся констатации способностей или склонностей, прямых рекомендаций по выбору учащимся давать не следует. Педагог-консультант, за исключением функций, связанных с дополнительным информированием, проблематизирует, системой вопросов задает алгоритм анализа ситуации, мотивов и принятия решения. Такого рода консультации не должны быть обязательными.
Фиксация решений (результатов выбора) учащихся и формирование групп
Учащийся ставит администрацию школы в известность о своем решении по поводу собственной образовательной траектории, передавая в установленные сроки заполненные бланки (см. табл. 1). Учащийся подтверждает свое решение личной подписью. Решение должно быть согласовано с родителями (законными представителями): на бланке находится гриф «согласовано» или «ознакомлены», который подписывается родителями (законными представителями).
Работая с бланком, учащийся 10-го класса формирует индивидуальный учебный план на основе учебного плана образовательного учреждения, действуя по зафиксированным в школьном Положении правилам. Эти правила изложены в разделе «Общие положения» и являются инвариантными для различных образовательных учреждений за исключением правил, касающихся количества часов на освоение элективных курсов, превышающих 3 часа.
Секретарь (или другое назначенное лицо), принимая бланки с индивидуальными учебными планами учащихся, проверяет только соответствие набранных учеником часов изложенным выше правилам и наличие подписей ученика и родителей (законными представителями). Если процедуры корректировки состава групп в образовательном учреждении связаны с очередностью подачи индивидуальных учебных планов, секретарь, регистрируя заполненный учеником план, указывает не только дату, но и время его получения.
На основе информации, полученной от учащихся, составляется единая база данных, работая с которой, можно увидеть количественный и качественный состав каждой группы временного состава.
Корректировка состава групп
Корректировка состава групп необходима только в том случае, если количество учащихся в какой-либо группе сменного состава превышает максимально возможное или оказывается ниже минимально возможного. На этом этапе корректировка учебного плана невозможна: он уже утвержден и подан к финансированию. Администрация образовательного учреждения сегодня располагает ресурсом в 14 недельных часов, умноженных на количество классов-комплектов, который может использовать в любой из перечисленных частей учебного плана для более полного удовлетворения запросов учащихся. Часть этих часов (три-пять) может быть зарезервирована (помещена в часы индивидуально-групповых занятий) с тем, чтобы использовать для открытия дополнительной группы по той или иной программе. В первую очередь такой резерв рекомендуется использовать, если требуется открыть дополнительную группу для изучения какого-либо обязательного предмета на базовом уровне, поскольку образовательное учреждение не может отказать учащемуся в праве тратить минимум своих личных ресурсов на освоение дисциплины, которую он не считает перспективной для себя. Тем не менее, основным способом привести количественный состав групп в соответствие с нормой является корректировка этого состава.
Крайне важно, чтобы процедура корректировки состава групп, которая впрямую затрагивает интересы учащихся, была четко и прозрачно зафиксирована в Положении и неукоснительно соблюдалась. Прецедент принятия «индивидуального решения», «вхождение в положение» и т.п. может сделать неуправляемой всю процедуру организации образовательного процесса.
Следует заметить, что при правильно организованном изучении запросов учащихся необходимость корректировать состав групп может возникнуть только тогда, когда образовательное учреждение не смогло удовлетворить запросы учащихся по каким-либо позициям учебного плана, в 10-й класс пришло много учащихся из других школ или вузы изменили список вступительных испытаний. Поэтому описанные ниже варианты следует рассматривать как рекомендации на период запуска работы на основе ИОТ или по частным случаям, а не как норму функционирования.
Положение общеобразовательного учреждения должно фиксировать процедуру решения следующих вопросов:
- Какова верхняя и нижняя граница численности учащихся в группе для изучения программы:
обязательного предмета базового уровня,
обязательного предмета прикладного или расширенного уровня,
обязательного предмета по выбору любого уровня,
элективного курса.
Определяя эти границы, следует иметь в виду, что финансирование школьного компонента на 2 часа больше для каждого условного класса-комплекта, чем предельная нагрузка учащихся, следовательно, элективные курсы можно открывать для менее многочисленных групп.
Образовательное учреждение не может отказать учащемуся в праве осваивать какой-либо обязательный предмет на базовом уровне, поэтому для этих групп следует предусмотреть более свободные границы минимального и максимального числа учащихся.
Следует помнить, что учебный план финансируется, исходя из определенного количества условных классов-комплектов. Поэтому, снижая минимальную границу численности учащегося в группе, администрация тем самым повышает максимальную. Особенно жестко «работает» эта закономерность в школах с небольшим количеством классов-комплектов в параллели. Дополнительные к финансированию 14 часов на каждого учащегося существенно снижают остроту подобной ситуации.
Также следует иметь в виду соответствие наполняемости группы нормам СанПиНов. Ограничение в 25 человек в классе не распространяется на группу сменного состава. Здесь ограничения в количестве обучающихся задаются нормами пространства на одного ученика в помещении, другими словами, составом фонда учебных аудиторий школы.
- Какова процедура расформирования группы (за исключением группы для освоения обязательного предмета на базовом уровне, которая в любом случае должна быть открыта), если число учащихся оказывается ниже нижней границы.
Относительно элективных курсов рекомендуется предусмотреть процедуру повторного выбора, а выбранный немногочисленными учащимися модуль предложить повторно в следующем полугодии. Такая же процедура может действовать в отношении обязательных предметов и обязательных предметов по выбору, однако здесь она может привести к усложнению ситуации.
Относительно обязательных предметов по выбору можно рекомендовать перевод учащегося в группу, которая изучает тот же предмет по другой программе, и открыть две группы по программам одного уровня.
- Какова процедура вывода учащихся из группы (за исключением группы для освоения обязательного предмета на базовом уровне), если число учащихся оказывается выше верхней границы.
Здесь Положение должно регулировать два вопроса: кого выводить и куда выводить. По первому вопросу можно предложить разные варианты решения:
- вывод из группы учащихся, имеющих самый низкий балл по данному предмету в основной школе (это объективная процедура, но она в большинстве случаев не срабатывает, т.к. при пятибалльной системе оказывается слишком много учеников с одинаковым баллом; варианты «средний балл аттестата» или «портфолио достижений» здесь рассматривать не рекомендуется, поскольку шансы ученика успешно освоить, например, естествознание, построенное как изучение законов физики в живых и неживых системах, мало связано с его успехами в освоении, например, истории за курс основной школы; также следует заметить, что эта процедура работает только для обязательных предметов и обязательных предметов по выбору);
- входное тестирование по предмету по программе основной школы для всех претендентов или тех из них, которые имеют в аттестате самый низкий в группе балл (это объективизированная процедура, но она требует существенных затрат времени и других ресурсов; также следует заметить, что эта процедура реализуема только для обязательных предметов и обязательных предметов по выбору);
- решение учителя, ведущего курс (это субъективная процедура, но в условиях разделения ответственности за результат и в ситуации, когда учащиеся также могут выбрать учителей, она представляется вполне приемлемой);
- первенство в подаче бланка с индивидуальным учебным планом (это объективная процедура, никак не связанная с готовностью учащегося к освоению курса).
Кроме того, в Положении можно предусмотреть своеобразный «иммунитет» учащегося в некоторых ситуациях, например:
- указать, сколько раз учащийся может быть выведен из разных групп;
- указать, какой выбор по другим предметам дает учащемуся возможность остаться в избранной группе по другому предмету (например, учащийся, выбравший более трех курсов, связанных с определенным видом деятельности, скажем, инженерной, из групп не выводится; или учащийся, выбравший изучение математики с академическим углублением, не выводится из выбранной группы для изучения физики и т.п.).
Решения по вопросу о том, в какую группу выводится учащийся из переполненной группы, можно оставить для повторного выбора курса учащимся.
Достраивание учащимся своей индивидуальной образовательной траектории
Выбор учащегося не является разовой акцией. Одним из образовательных результатов старшей ступени является умение делать выбор (т.е. умение анализировать мотивы выбора, анализировать внешние условия, прогнозировать и оценивать результаты выбора). Этот результат формируется через практику ответственного выбора. Поэтому образовательный процесс должен быть организован так, чтобы хотя бы один раз в полугодие учащийся такую практику получал. Это может быть достигнуто за счет предложения отдельного списка элективных курсов на каждое полугодие (повторное попадание программы в список если и возможно, то только в том случае, если ее включили в свой учебный план некоторые учащиеся, но их численность оказалась мала для открытия группы). Кроме того, перед началом 11-го класса учащему должна быть предоставлена возможность выбрать модуль курса «Основы проектирования» из числа неосвоенных им в 10-м классе.
Процедура выбора учащимся краткосрочных элективных курсов для изучения в следующем полугодии организуется и регламентируется точно так же, как и описанная выше процедура формирования основной части индивидуальной образовательной траектории.
Важнейшим условием реализации ИОТ является предоставление учащемуся возможности изменить свой выбор обязательного предмета по выбору или уровня освоения его содержания, а также уровня освоения содержания обязательного предмета перед началом каждого полугодия. Исключением может стать последнее полугодие 11-го класса, если такое решение будет принято при составлении школьного Положения.
Предоставление такой возможности важно с точки зрения качества образования на старшей ступени. Мотивом для изменения выбора может быть как изменение жизненных планов, так и внешней ситуации (например, вуз изменяет перечень вступительных испытаний). Не менее важным мотивом может стать изменение оценки учащимся своих возможностей и амбиций в отношении какого-либо вида или сферы деятельности или даже конкретной дисциплины.
Поскольку ответственность за результаты выбора принадлежит учащемуся, он должен ликвидировать все академические задолженности за истекший период обучения по той программе, от которой он отказывается, и самостоятельно подготовиться к успешному обучению в новой группе сменного состава по той программе, которую он вводит в свой индивидуальный учебный план. В школьном Положении могут быть зафиксированы различные процедуры допуска учащегося к занятиям по вновь выбранной им программе. Это может быть свободный допуск, подразумевающий, что учащийся самостоятельно освоит ранее пройденное группой содержание, и это будет выражаться в том, что он будет успешно осваивать дальнейшую программу в составе группы. Возможно, в Положении будут зафиксировано обязательство учащегося сдать задолженности после месяца обучения по вновь выбранной программе или даже входное тестирование перед началом обучения по вновь выбранной программе.
Администрация школы, планируя предметные консультации за счет часов индивидуально-групповых занятий, может иметь в виду установочные консультации и процедуру сдачи задолженности учащимся как часы, оплачиваемые учителю. Использовать этот фонд учебных часов для индивидуальной подготовки учащегося к сдаче задолженностей не рекомендуется.
Условия и процедура изменения учащимся своей образовательной траектории на протяжении обучения в старшей школе должны быть четко и прозрачно описаны в Положении. Общей позицией здесь должна быть возможность перехода только в ту группу, количество учащихся в которой не является максимальным (за исключением групп, изучающих предмет на базовом уровне).
При корректировке своей образовательной траектории ученик должен понимать, что количество обязательных часов для него остается неизменным. Переход к изучению расширенной программы по какому-либо предмету означает увеличение количества часов, значит, учащийся должен отказаться от расширения по другой программе. С другой стороны, если учащийся желает вернуться к базовому уровню, количество часов его индивидуального плана уменьшится, а значит, он должен будет перейти в группу, осваивающую программу другого предмета в расширенном варианте, или включить в свой учебный план ранее не изучавшийся обязательный предмет по выбору.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ
В КОНТЕКСТЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Поточно-групповая организация учебного процесса и расписание
Реализация учащимся индивидуальной образовательной траектории, основанной на собственном ответственном выборе, заставляет образовательное учреждение перейти от классной к поточно-групповой форме организации образовательного процесса. Класс сохраняется как единица учета и отчетности и, возможно, воспитательной работы. Учащиеся посещают разные уроки в группах различного состава. Ядром расписания учебного дня являются те часы, в которые можно выстроить параллельное изучение одного предмета всем потоком учащихся, поскольку именно таким образом гарантированно не пересекаются различные выбранные одним учащимся курсы (см. схему 1). Такое построение расписания возможно для каждого обязательного предмета на то количество часов в неделю, которое отведено на изучение данного предмета на базовом уровне.
Вокруг ядра учебного дня выстраиваются те часы, которые отведены на изучение обязательных предметов по выбору, поскольку здесь тоже ожидается минимальное пересечение выбранных учениками курсов. Затем – элективные курсы и те часы обязательных предметов и обязательных предметов по выбору, на которые профильные программы превышают базовую. Вполне вероятно, что в образовательном учреждении окажутся систематические курсы, изучение которых не предусматривает выбора по тем или иным причинам (например, это могут быть курсы регионального компонента, не предусматривающие выбора учащимися, или программы тех предметов, которые, как показало исследование запросов учащихся, большая часть учащихся школы намерена изучать на одном и том же уровне). Для изучения этих курсов группы формируются таким образом, чтобы уроки могли быть поставлены в свободные места в структуре расписания.
Проведение аттестации учащихся по итогам освоения программ при обучении на основе индивидуальной образовательной траектории
Государственная аттестация учащихся
Отсутствие «профильного стандарта» при дифференциации уровней сложности тестовых заданий, используемых в рамках ЕГЭ, является важнейшим условием организации профильного обучения.
Это означает, что государственная (итоговая) аттестация при обучении, организованном на основе индивидуальных образовательных траекторий учащихся, осуществляется в полном соответствии с Положением о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования.
Учащийся получает в аттестат по предметам, по которым он сдавал ЕГЭ, ту отметку, которая соответствует набранным им баллам, независимо от той программы, которую он осваивал.
Индивидуальный выбор и аттестация учащихся
Аттестацию по предметам индивидуального учебного плана, по которым учащийся не сдает государственного экзамена, следует проводить в форме и порядке, принятыми соответствующим локальным актом образовательного учреждения.
Критерии для оценивания должны быть представлены в образовательной программе.
Необходимо обеспечить наличие комплекта измерительных материалов, позволяющих единообразно зафиксировать уровень достижений учащегося по итогам освоения конкретного содержания образования. Основанием для отбора (разработки) измерительных материалов, если речь идет об освоении программы обязательного предмета базового уровня, является обязательный минимум содержания образования. Если речь идет об обязательном предмете, осваиваемом на основе программы, превышающей базовый уровень, или обязательном предмете по выбору, то, помимо обязательного минимума содержания образования, основанием становятся заявленные в программе образовательные результаты и критерии их достижения. В любом случае для аттестации по курсу всем учащи
|